Ловцы блогосферных душ

Текст: Алексей Верхоянцев

Кремль пытается путём интернет-манипуляций увеличить число своих сторонников в Сети.

В Кремле решили, что с оппозицией надо бороться её же главным оружием – интернетом. Вместо открытого противостояния оппозиции, власть попытается влиять на общественное мнение с помощью увеличения активности в соцсетях и привлечения популярных блогеров, которые будут не только публиковать на своих страницах информацию по резонансным темам, но и проводить спецрасследования. Одна из главных целей - «менять вектор дискуссий» в интернете по таким важным темам, как коррупция, ЖКХ, мигранты. Естественно, только в тех случаях, когда эти дискуссии развиваются в негативном для власти ключе.

По информации газеты, работа с блогерами будет вестись через фонды и молодежные организации, которые курирует Управление внутренней политики Кремля. Среди них недавно созданный «Фонд» Кристины Потупчик, а также Фонд развития гражданского общества.

В администрации президента пришли к выводу о необходимости повышения активности в интернете после того, как были получены данные исследований, свидетельствующие о высоком спросе аудитории социальных сетей на политические темы.

Сможет ли власть оседлать интернет-пространство в своих интересах?

Президент Института развития и модернизации общественных связей, и по совместительству блогер Фёдор Крашенниников, считает, что уже сегодня блогосфера не меньше влияет на общественное мнение, чем СМИ.

- Очевидно, что аудитория блогов некоторых известных людей уже сопоставима с аудиторией федеральных СМИ. Например, тираж того же «Коммерсанта» вполне сопоставим с численностью постоянных читателей блога Алексея Навального.

Про региональные СМИ и говорить нечего. Известный блогер в провинции куда более популярен, чем, какая-нибудь областная газета.

Кроме того, дело не только в количестве, но и в качестве. Блогеры ориентированы на думающую аудиторию. Популярный блог – это не какое-нибудь СМИ, которое в пустоту вещает. Он влияет на журналистов, на общественное мнение.

- Смогут ли власти использовать популярных блогеров в своих интересах?
- Интернет – абсолютно прозрачная среда. В ней репутация достаточно долго приобретается и очень быстро теряется. Предположим, какой-то человек сделал свой блог популярным, рассказывая об автомобильных новинках. Если он на этом фоне начнёт рассказывать о «политике партии и правительства», - к чему это приведёт? Его аудитория резко уменьшится. Люди не для того его читали, чтобы он им рассказывал, какой Путин хороший.

Если же популярный блогер пишет на общественно-политические темы, ситуация ещё более прозрачная. Допустим, этот блогер выступал с оппозиционных позиций. И вдруг, заключив контракт с властью, получив деньги, этот человек начинает говорить, что всё не так уж плохо, и власть в том числе. Вопрос только в том, за сколько дней аудитория его блога резко уменьшится. Я думаю, что очень быстро. В интернете нельзя заставить человека читать то, что ему не нравится.

Перевербовать популярного блогера, допустим, можно. Но его аудиторию перевербовать не получится. Кроме того, я не уверен, что человек, который долго раскручивал свой блог, как оппозиционный, ради какого-то приработка захочет «менять взгляды» и потерять все свои прежние наработки.

Чем кончится вся эта кампания в практическом отношении – предсказать нетрудно. Под вывеской подкармливания блогеров будут разворованы немалые деньги. Или же они пойдут «на прокорм» бесконечной армии троллей и ботов, оставляющих повсюду нелицеприятные для оппозиционеров комментарии. Но сделать такими методами оппозиционно настроенную среду провластной – нереально.

- Пока, как показывают социологические исследования, блогеры проигрывают не только традиционным СМИ, вроде федеральных телеканалов, но и интернет-СМИ, - говорит топовый блогер Станислав Апетьян. – Тем не менее, эти же исследования показывают, что доверие к блогам растёт. Часть блогерв уже вполне профессионально подходит к пополнению контента.

Блогосфера вполне может быть удобным для власти агитационным инструментом. И это нормально. Во многих странах мира власть также активно использует этот инструмент для решения своих информационных задач.

То, что и у нас власть, похоже, хочет эту работу активизировать, вполне логично. Это лишь говорит о её желании идти в ногу со временам. Другое дело, что Госдума уже собиралась заниматься чем-то подобным, образовала некий совет блогеров, которые, в числе прочего, должны были заниматься экспертизой законов, связанных с интернетом.

- Для части политизированной общественности высказывание известного оппозиционного блогера вызывает куда больше доверия, чем сюжет в выпуске новостей федерального телеканала. На такую часть аудитории Кремль сможет как-то повлиять путём интеренет-манипуляций?
- Аудитория, о которой вы говорите, исчисляется несколькими десятками тысяч человек. Для них, действительно тот же Навальный - несомненный авторитет. И его команда также манипулирует своими сторонниками, как журналист провластного телеканала – пожилой аудиторией. В то же время я не употреблял бы слово «манипуляция» в негативном ключе. Интернет, как и другие информационные инструменты, используется для агитации, пропаганды. Это, на мой взгляд, вполне нормальное явление. Вот недавно КПРФ, например, объявила о том, что в сети появятся красные блогеры.

В чистом виде информация вообще никогда не бывает объективной. Практически любой факт, как в СМИ, так и блогосфере, подаётся с неких оценочных позиций, который сами по себе исключают объективность.

Другое дело, что именно в блогосфере у человека больше возможностей сравнивать мнения и выбирать то, которое именно ему ближе. В целом же думаю, что вообще, так сказать, медиапотребление людей меняется. Но какие оно примет формы, пока сказать затрудняюсь. Наверно, это будет понятно лет через 7-10.

- Ещё несколько лет назад очень многие люди вели блоги «на энтузиазме», - говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. – Теперь же общая численность тех, кто регулярно выкладывает посты в сети, уменьшилась. Зато выкристаллизовалась каста блогеров, сделавших из своего занятия профессию, за которую они получают вполне приличные деньги.

К таким блогам, как и к интернет-страничкам популярных персон в социальных сетях, всегда приковано внимание публики - как к источникам получения альтернативной информации.

- Сможет ли с помощью интернет-манипуляций власть привлечь на свою сторону часть оппозиционно настроенных россиян?
- Напомню недавнюю ситуацию. Когда Владислав Сурков ушел с поста главного идеолога России, вдруг выяснилось, что немалое число из так называемых оппозиционных блогеров было на содержании у Кремля. То есть, власти всё-таки удалось с помощью различных технологий убедить часть аудитории, что чёрное – это белое.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


внутренняя политика