Проверка на "Пилораму"

Текст: Евгений Сапиро

Каких только тестов не бывает! На профессиональную пригодность и беременность, на совместимость и порядочность, на прочность и выносливость... Недавно в Пермском крае появился ещё один: на «Пилораму».

Так в Прикамье окрестили гражданский форум, который под девизом «Мир несвободы и культура» уже восемь лет проводится на территории музея «Пермь-36». За эти годы музей и форум стали всероссийским и международным брендами Пермского края. Брендами непростыми, противоречивыми. С одной стороны, музей и форум созданы для борьбы за святое для каждого нормального человека дело — его свободу. За то, чтобы никогда не повторились преследование инакомыслящих, репрессии, миллионы невинно пострадавших... С другой стороны, оказалось, что для немалого числа людей легендарная сталинская «железная рука» является более ценной, чем непонятная и рыхлая свобода. Да и «папа» форума — «Пермь-36» (единственный в России музей политических репрессий) — оказался субъектом весьма подозрительным. Его создало не солидное государство, а какие-то энтузиасты, гражданские активисты.

Собственником музея является автономная некоммерческая организация. Как говорили раньше — частники. Настолько шустрые, что, добившись денежной государственной поддержки музея и фестиваля, не брезгуют получать зарубежные гранты. Наверное, поэтому в Пермском крае к форуму-бренду относятся по-разному. Одни им гордятся, почитают. Другим нравится тематика форума, но раздражает вольница собираемых им народных масс и их матерок под пиво. Третьи испытывают к «Пилораме» классовую и советско-патриотическую ненависть. До прошедшей недели эти любовь и ненависть на здоровье форума не отражались. И вдруг понеслось.

Депутат краевого парламента Александр Телепнёв заявил: «За бюджетные деньги проводится форум, наполненный не демократическими, а негативными ценностями, подрывом государственных устоев, пропагандой нетрадиционной ориентации». Пермские поклонники Сергея Кургиняна из «Сути времени» (для краткости — «сувременщики») написали губернатору донос: на форуме за счёт бюджета во весь голос хают президента и Госдуму. Прозвучало это почти как в басне автора гимна Сергея Михалкова: «А сало русское едят!»

То ли услышав обращение достойнейших сынов Отечества, то ли по совпадению, Министерство культуры Пермского края за пару недель до начала «Пилорамы-2013» заявило, что её бюджет секвес­тирован (урезан) наполовину. Соответственно, на 2,5 млн руб. было уменьшено бюджетное финансирование форума.

Стоило бизнесмену Евгению Фридману заявить, что он из своих средств готов возместить внезапно похудевшую сумму, как региональное правительство уведомило, что оно отказывается от своей, ставшей традиционной, функции обеспечения безопасности на этом многотысячном мероприятии...

Эта капля оказалась последней. Общест­венный совет форума принял решение не проводить «Пилораму» в 2013 году. И хотя заявлено, что она состоится позднее и «в растяжку» (на протяжении отопительного сезона), в это не очень верится.

О причинах отмены «Пилорамы-2013» на прошедшей неделе писалось и говорилось много и почти везде. Для меня же очевидна идейная несовместимость организаторов этого гражданского форума с державниками всех мастей. Не удивляет и радость победы, которой до краёв переполнены заявления краевого законодателя Александра Телепнёва и «сувременщиков» в связи с отменой форума. Это радость слабаков.

Сильный в ответ на творение противников, конкурентов создаёт что-то своё, лучшее. Слабак же — стремится разрушить чужое. Если бы депутат и кургиняновцы организовали музей, прославляющий ГУЛАГ, или что-то подобное, их душе угодное... Если бы их творение попало в число объектов культурного наследия ЮНЕСКО... Если бы они добились для него российского и зарубежного финансирования, я бы без удовольствия, но уважительно снял перед ними головной убор. А пока они в моих глазах недалёкие и совсем неинтересные могильщики.

А интригует меня в истории с «Пилорамой-2013» поведение двух групп пермского общества, которые должны были стать опорой форума, но вместо этого с энтузиазмом выступили в роли его ликвидаторов.

Первая группа — довольно значительная часть «френдов» по фейсбуку. Не мимолётных, которых почти 1,5 тыс., а десятка два-три постоянных моих коррес­пондентов, лоцманов в безбрежном море интернета, советников по самым разным вопросам, доброжелателей, процентов на 80-90 моих единомышленников.

Что раздражает этих продвинутых пермяков? По какой причине они желают быстрой и лёгкой кончины «Пилораме»? Прежде всего из-за сотрудничества её организаторов с властью и стремления использовать бюджетные деньги в оппозиционных целях. Безнравственно, мол, как-то. Не нравится этим моим «френдам» конечный продукт музейщиков: щебетание экскурсоводов, плакаты, программы, интервью... И острый сарказм вызывает настойчивость организаторов форума привлечь к обеспечению безопасности тысяч участников и гостей форума силы МВД и МЧС...

Со всей ответственностью заявляю: все эти претензии, мягко говоря, некорректные.

На каком основании недоброжелатели «Пилорамы» решили, что её организаторы — оппозиционеры власти? Они — «узкие специалисты» по своей тематике. Когда власть выступает за масштабное восстановление историчес­кой правды о сути и масштабах репрессий советского периода, они её ярые союзники. Когда власть молчит или врёт, они — в оппозиции.

Я не считаю беспринципностью стремление руководства музея обеспечить его участие в федеральной целевой программе увековечивания памяти жертв политических репрессий, разрабатываемой по поручению президента РФ Владимира Путина. Получить из этой программы для «Перми-36» более 500 млн руб. на пять лет, наравне с двумя мемориальными центрами в Москве и Санкт-Петербурге для Пермского края выгодно, престижно и честно. За эти потраченные народные деньги никому не будет стыдно.

Говоря о непродуктивности энтузиастов музея и форума, их оппоненты почему-то забывают, что многолетними и далеко не приятными трудами «вечным двигателем» «Перми-36» Виктором Шмыровым и его сподвижниками создана солиднейшая материальная база музейного комплекса. Выполнен громадный объём исследовательских и поисковых работ по тематике политического террора, истории создания и функционирования системы репрессирования инакомыслия в СССР. А постоянное донесение до населения, молодёжи не очень любимой многими сильными мира сего исторической правды об уничтожении государством своего собственного народа — это не в счёт? И ещё наивный вопрос: чем конкретно должны заниматься пермские музейщики, чтобы угодить своим суровым критикам? Поезда пускать под откос между Калино и Лысьвой?

По поводу участия в охране порядка на «Пилораме» подразделений МВД и МЧС. Почему не считается зазорным привлекать их для подобных целей при проведении футбольных матчей, спортивных эстафет по улицам Перми или родственных «Пилораме» «Белых ночей»?

Просто надо понимать, что направленное на самые благородные цели массовое мероприятие, которое по форме является симбиозом митинга с концертом и пикником, является трудно управляемым организмом с большой вероятностью отступлений от академических и консерваторских правил поведения. Порой они выходили «за грань», придавали форуму неприятный привкус. Это головная боль любого организатора. Которому надо помогать, а не злорадствовать.

Если «френды» меня удивили, то вторая очень узкая, но широко известная прослойка пермского общества, огорчила. Речь идёт о руководстве края.

Олег Чиркунов был далёк от титула «губернатор без недостатков». Но в креативности, пристрастии к проектам, благодаря которым он желал и умел пропиарить на весь мир (и никак не меньше!) регион, который он возглавлял (и себя, лично), ему не откажешь. Его «сменщику» Виктору Басаргину необходимо было сделать выбор как минимум из трёх вариантов: продолжать начатое Чиркуновым; сделать ставку на новое, лучшее, своё собственное; не выпендриваться, не высовываться, просто быть «сильным хозяйственником».

Тест на «Пилораму» зафиксировал у нового губернатора равное отсутствие усилий как по поддержке, так и по уничтожению этого проекта. По моей версии, это свидетельство того, что он предпочёл третий вариант. «Пилорама» как политический проект имеет солидный потенциал привлечения к себе внимания. Но прежде всего внимания скандального. Она как прочный, ровный кирпич. Положенный в стену, он будет не броско, но надёжно держать на себе здание. Брошенный в дерьмо, он же обдаст всех вокруг этим дерьмом. Особо привлекательной стены здания, в которую стоит уложить кирпич «Пилорама», Виктор Фёдорович рядом с собой не разглядел, а дерьма — море. И решил не вкладываться в это приобретение.

На выбор именно такого решения он имеет полное и всем понятное право. Не совсем уместно сравнение в этом сюжете Басаргина с его предшественниками, которые все как один поддерживали «Пермь-36» и «Пилораму» морально и материально. При Ельцине это приветствовалось. При Путине 2000-х годов подобное позволялось наравне с другими микродобавками демократии и либерализма: существованием радио «Эхо Москвы» и «Новой газеты», назначением экс-лидера «Правого дела» Никиты Белых губернатором Кировской области...

Но после одного финансового кризиса и двух президентских рокировок оказалось, что протестные настроения не исчезли из российской атмосферы, они могут возникать — пусть не в критичес­кой, но тревожной для власти форме. И понадобился всего год, чтобы то, что раньше называлось «историческая правда», стараниями депутатов Госдумы Яровой, Железняка и им подобных трансформировалось в «клевету». А вроде бы безобидные музей и форум назвали «очагами разложения народа»; «миной, заложенной под державу»; «зарубежной агентурой». Совсем не уверен, что все предшественники Виктора Басаргина на его месте приняли бы другое решение.

Почему же оно меня огорчило? Нагло заявляю: а я бы рискнул! После открытого письма Татьяны Марголиной на эту тему уверен, что и она поступила бы так же. Для этого не обязательно быть отчаянно храбрым. Для «отмазки» можно сослаться на президентскую целевую программу увековечивания памяти жертв политичес­ких репрессий, членом которой Виктор Басаргин является. Убеждён, что шанс провести на высшем уровне важное, масштабное и резонансное действо и обойтись без пролития собственной и чужой крови был и есть. Как и риск подпортить собственную карьеру. Ну и что? Трусливые в большую политику не играют.

Тест на «Пилораму» открыл для широкой публики и образ нового краевого министра культуры Игоря Гладнева. Когда в труппе появляется новый актёр, первое время публика присматривается: кто он? «Герой-любовник» или «Рогатый муж»? «Рыцарь печального образа» или «Прос­так с обрезом»? «Бывалый» или «Трус»? «Импровизатор» или «Чего изволите?»

Когда в труппе «Правительство Пермского края» появился Игорь Гладнев, подобные вопросы возникли у многих. В спектакле «Затихшая «Пилорама» он сыграл не последнюю роль. Его амплуа: не трус (всё негативное взял на себя), но и не смелый импровизатор. Мог сыграть ярче и тоньше? Возможно.

В сериале «Наша Раша» Михаил Галустян исполняет роль охранника в супермаркете, который в самых разных обстоятельствах на вопрос «Что с тобой делать?» отвечает: «Понять и простить». Игорь Алексеевич! Мы всё понимаем... И прощаем.


Автор - заместитель председателя правления Пермского землячества
Источник: Новый компаньон
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


внутренняя политика