Три уровня пенсии

3 октября по всей России прошла селекторная пресс-конференция, посвящённая проекту новой пенсионной реформы. Краткую характеристику новому проекту, рассчитанному аж до 2030 года, дали статс-секретарь, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов и председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов.

СИТУАЦИЯ КАК ОНА ЕСТЬ
Проект документа под названием «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» был создан по поручению президента. Перед разработчиками стояли непростые задачи – скорректировать пенсионную систему с учётом тех демографических и экономических вызовов, которые встали в стране в полный рост. Так, экономисты серьёзно озабочены тем, что уже сегодня количество плательщиков и получателей средств Пенсионного фонда растёт в сторону последних. И в дальнейшем эта диспропорция будет только увеличиваться. А значит, необходимы новые механизмы и подходы для того, чтобы к 2030 году не только не снизить уровень пенсионного обеспечения россиян, но и увеличить его как минимум до 40% получаемого человеком до выхода на пенсию заработка.

К слову, средний размер трудовой пенсии по старости в России в 2012 году составил 9706 руб. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном. Соотношение трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера постоянно увеличивалось и 2002 году составило 108,4%, в 2007 году - 110,4% и в 2012 году - 179,8%.

Однако при имеющихся негативных тенденциях повышение уровня жизни пенсионеров затормозится, и к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости не достигнет 2,5 прожиточных минимумов пенсионера, а коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка составит лишь 24,9% - сегодня 36%.Пугает и то, что трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему на период как минимум до 2030 года будет превышать 2% валового внутреннего продукта. Между тем резервы для исправления ситуации внутри системы пенсионного обеспечения есть.

СТИМУЛИРОВАТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ
Во-первых, преобразование системы досрочных пенсий. Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения, созданная ещё в СССР, принципиально не соответствует современным условиям рыночной экономики, и при этом она социально несправедлива.Так, более 30% пенсионеров составляют лица, которым назначена досрочная трудовая пенсия в связи с особыми и специальными условиями труда. При этом финансирование выплаты им пенсий осуществляется за счёт общих средств Пенсионного фонда Российской Федерации, а не страховых взносов работодателей. Иными словами, за каждого ушедшего на пенсию по вредности платим мы все.Льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должны нести работодатели, а также позволяют последним решать проблему укомплектования рабочей силой производств с вредными и опасными условиями труда.

Есть и другой аспект: сегодня право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников. Наряду с производствами, где условия труда объективно неблагоприятны, нередко встречаются и такие, где эти условия не выходят за рамки допустимых санитарно-гигиенических норм.

Кроме того, со времён СССР, когда создавались так называемые списки, изменились технологии, однако работники в связи с тем, что их профессии входят в эти списки, по-прежнему пользуются правом досрочного выхода на пенсию. Сложившаяся ситуация, по мнению разработчиков стратегии, не способствует заинтересованности работодателя в улучшении условий труда и повышении его безопасности, а также в развитии систем медицинской и социальной реабилитации пострадавших на производстве.Отдельного источника финансирования досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда не существует, они устанавливаются в рамках уплачиваемых работодателями страховых взносов. Это приводит к снижению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).Для стимулирования работодателей, имеющих рабочие места, включённые в списки №1 и №2 и «малые списки», к улучшению условий труда и оптимизации таких рабочих мест (для чего необходимо проводить аттестацию каждого рабочего места) предлагается установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Эта мера будет реализовываться поэтапно. При этом для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются все льготы и компенсации.

Параллельно с введением дополнительного взноса предлагается создать механизмы вывода работников, уходящих на пенсию досрочно, в корпоративную пенсионную систему. Предполагается, что для таких пенсионных программ будет создана нормативная база и у работодателей, создавших системы для обеспечения досрочных пенсий, повышенный тариф будет передаваться в корпоративные программы на лицевые счета граждан.

Такие программы могут найти отражение в коллективных договорах либо трудовых договорах и быть утверждены в локальных нормативных актах той или иной компании. То есть речь идёт о создании работодателем системы социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения, для формирования дополнительных пенсионных прав работников, предоставления других социальных гарантий и компенсаций (например, добровольное медицинское страхование, лечение работника и членов его семьи, оплата обучения работника и его детей и др.).

При реализации этого подхода работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере. Главное условие для назначения досрочных пенсий в рамках корпоративных пенсионных систем - оценка рабочих мест по условиям труда.

ОПТИМИЗИРОВАТЬ НАКОПИТЕЛЬНУЮ
Наряду с этим авторы стратегии предлагают реформировать институт накопительной составляющей пенсионной системы. Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений в России показал ряд проблем, главными из которых являются снижение пенсионных прав граждан, принудительно включённых в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, aормирующимися в распределительной системе. Сказывается и недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат. Пример: при прочих равных условиях расчётный размер трудовой пенсии по старости у гражданина 1966 года рождения (не имеющего пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию (ОПС)) будет на 2987 рублей выше, чем у гражданина 1967 года, за которого работодатель отчислял страховые взносы на накопительную часть пенсии по ОПС.Для восстановления пенсионных прав застрахованных лиц в среднесрочной перспективе стратегия предлагает рассмотреть вопрос об оптимизации до 2% страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4% в солидарную часть пенсии.

В последующем застрахованным лицам предлагается право самостоятельного выбора в отношении 2% тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свою будущую пенсию в рамках накопительной системы. Важно отметить, что все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться, а накопленные средства не изымаются. Отдельная тема - самозанятые граждане, к которым относятся индивидуальные предприниматели. Сегодня они платят в Пенсионный фонд много меньше наёмного работника - 14,3 тыс руб в год против 112 тыс руб, соответственно. Предлагаемая для них модель предусматривает увеличение выплат в 2013 году - до 32,5 тыс руб, в 2014-м - до 40,6 тыс руб и в 2015-м - до 48,7 тыс рублей в год. При этом за ними сохраняется право выбора условий уплаты взносов: платить меньше наёмного работника, но и получать от государства меньшую пенсию или платить как наёмный работник и быть с ним равным в правах. По действующей сегодня модели пенсии и того, и другого равны.

И НАПОСЛЕДОК – О СТАЖЕ
Напоследок скажем о стаже, который имеет ключевое значение. Ситуация, когда для назначения пенсии достаточно иметь пять лет страхового стажа, больше не актуальна. Чем больше работаешь, тем большую пенсию получишь. Авторы документа в случае его принятия предлагают трёхуровневую систему пенсионного обеспечения для россиян. Первый уровень – трудовая пенсия в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Она обеспечивается путём страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счёт этого уровня должен обеспечи ваться коэффициент замещенияутраченного заработка до 40%.

Второй уровень - корпоративная пенсия, которая формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это ещё 15% утраченного заработка. Третий уровень – частная пенсия, формируемая самим работником. Это может дать ещё до 5% утраченного заработка. Стоит отметить, что стратегия не содержит предложений по увеличению установленного сейчас пенсионного возраста 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

В течение двух месяцев – до 15 декабря - стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ будет обсуждаться на самых различных площадках - от Государственной Думы и СМИ до профсоюзных организаций, после чего с учётом внесённых предложений она поступит на рассмотрение парламентариев, которые и решат, из каких источников будет складываться наша пенсия через 20 лет.


Источник: Газета «Металлург» – издание АВИСМА, г. Березники, Пермский край
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


бюджет