Век независимых производителей подходит к концу

Текст: Ольга Мордюшенко

— В начале года "Уралхим" закрыл сделку по выкупу доли СИБУРа в пермских "Минудобрениях". Какая стратегическая цель покупки и считаете ли вы цену выкупа справедливой?
— Приобретением пермских "Минудобрений" мы существенно усилили наши позиции в азотном сегменте. Завод находится в очень хорошем техническом состоянии, не требует существенных инвестиций в модернизацию, и мы очень довольны новым приобретением. Что касается цены, то она устроила обе стороны и представляется нам вполне справедливой.

— Ждут ли "Минудобрения" стратегические изменения?
— Мы не планируем на заводе каких-либо серьезных изменений. Конечно, будет проведена ревизия и оптимизация существующих бизнес-процессов. Но все это будет происходить планомерно, в рамках тех модернизационных процессов, которые осуществляются на всех предприятиях "Уралхима".

— Новые активы покупать собираетесь?
— Говорить о каких-то следующих шагах, связанных с приобретением новых активов, пока рано.

— На рынке минудобрений происходят заметные изменения: появляются новые игроки, уходят старые. Хорошо ли это для сектора и какие перспективы его ждут?
— В отрасли действительно идут очень существенные изменения. Не все они проходят безболезненно, но в целом это позитивные процессы. Проигрывают те, кто недостаточно последователен в стратегических вопросах, с одной стороны, и не проявляет должной гибкости, не слышит партнеров и желает быть сам по себе — с другой. Основная тенденция, которая происходит в отрасли,— это продолжение вертикальной интеграции и укрупнение холдингов. Это подтверждается такими событиями, как слияние "Уралкалия" и "Сильвинита", стремление "Еврохима" и "Акрона" обеспечить собственную сырьевую базу, последние приобретения и планируемое слияние активов "Фосагро". И эти процессы — часть общемировой тенденции. Век независимых производителей подходит к концу. Крупным игрокам проще договариваться, они располагают более мощными ресурсами в сокращении издержек, урегулировании вопросов с поставщиками и потребителями, диалоге с государством.

— Что нужнее химической отрасли: инвесторы, не вмешивающиеся в деятельность купленных ими компаний, или реальные игроки с собственной стратегией?
— Я бы расставил акценты по-другому. Инвесторы, какую бы роль они себе ни выбрали, всегда преследуют интересы бизнеса. Их цель — получить отдачу от своих инвестиций. Более насущной я бы назвал проблему взаимодействия производителей с госорганами, прежде всего в области поддержки отечественных сельхозпроизводителей, субсидирования закупок минудобрений, техники и ГСМ. Кроме того, пока не решенными остаются вопросы цен на газ — основное сырье для производства азотных удобрений, а также формирования тарифов на железнодорожные перевозки, которые заметно удорожают стоимость удобрений для фермеров. То есть объективно существует обширный круг вопросов, которые мы готовы обсуждать с представителями госорганов.

— Как, по-вашему, будет вести себя рынок минудобрений в ближайший год?
— Экспортные цены на большинство видов удобрений в 2011 году демонстрировали внушительную динамику и почти подтянулись к максимальным докризисным значениям. Несмотря на то что мировая экономика постепенно входит в зону рецессии, в 2012 году цены на удобрения, как представляется, задержатся на уровнях, близких к 2011 году. Российские производители минудобрений продолжат наращивать объемы выпуска продукции. В 2012 году ожидается ввод в строй мощностей по производству карбамида "Акроном" и "Фосагро", а также запуск фабрики по обогащению апатита на месторождении Олений Ручей (подконтрольна "Акрону".— ред.). На внутреннем рынке сохранится позитивная динамика закупок удобрений сельхозпроизводителями.

— Какой путь развития видит для себя "Уралхим"? В чем основная стратегическая цель компании на среднесрочную перспективу?
— Наша основная цель — стать лидером в азотном сегменте. Мы последовательно осуществляли эту стратегию с начала образования холдинга, будем придерживаться ее и далее. Кроме того, серьезную ставку мы делаем на разработку и вывод на рынок новых продуктов, прежде всего линейки нишевых высокомаржинальных удобрений.


Источник: Коммерсантъ
Фото: Коммерсантъ
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью