Гостеприимство в цене

Текст: Татьяна Гродецкая

Властями Пермского края на всех уровнях принимаются программы по развитию внутрирегионального и въездного туризма. Ставка в них делается и на привлечение частных инвестиций. Готов ли малый бизнес вкладывать свои капиталы в создание инфраструктуры гостеприимства?

Не претендуя на глобальное исследование по теме, приведу только ряд фактов из своей журналистской практики. Лет шесть назад во Всеволодо-Вильве мне рассказали, как приехавшие иностранные туристы (они путешествовали по пастернаковским местам) потом пожаловались в турфирме в Москве, что их поселили в дом с удобствами на улице. А что делать? Тогда в поселке не было ни одной гостиницы. И вот читаю на сайте музея «Дом Пастернака»: гостям предлагается гостиница в поселке Карьер-Известняк, это в двух километрах. Звоню по указанному телефону.

– Я в поселке открыл гостиницу первым, – говорит ее владелец Руслан Волик. – Она рассчитана на восемь мест. Хотя работает не круглый год, но затраты окупаются. Дело это выгодное, иначе бы я не планировал открыть еще две гостиницы уже во Всеволодо-Вильве, в исторической части – в Морозовском парке – на 16 и 40 мест.

Сейчас туристический потенциал горнозаводского поселка активно развивается, осваивается его культурное и историческое пространство. В рамках краевой программы «Всеволодо-Вильва. Пятый элемент» проходят различные фестивали, привлекающие туристов со всей страны и из-за рубежа. В планах предпринимателя вложить также свой капитал в строительство дайвинг-центра в расчете на новых потенциальных клиентов. Руслан Волик – сам турист и дайвер, а потому бизнес в сфере туризма для него – естественное продолжение любимого дела.

Усолье – настоящая туристическая Мекка. Только за последние полгода здесь побывали более 25 тысяч гостей. Усольчане имеют под боком большой индустриальный город с хорошо развитой инфраструктурой, и у них, казалось бы, нет необходимости в развитии собственной гостиничной сети. Но одно дело провести ночь в промышленном городе и совсем другое – на острове, в окружении архитектурных памятников, впитывая ауру старины. В Старом Усолье под гостиничный комплекс сейчас реставрируется историческое здание Дом Брагина – но это частные инвестиции «ЛУКОЙЛа», представителя крупного бизнеса. Вкладывается в инфраструктуру и малый бизнес. Усольская предпринимательница владелица турагентства «МаксТурТранс» Вера Максимова чуть менее года назад построила в родном городе первый частный гостевой дом, вложив в дело не один миллион рублей.

– Но гостиничный бизнес не оказался прибыльным. И спрос на проживание невысокий, и затраты большие, – говорит Вера Вениаминовна. – Очень дорогое электричество. Хорошо, если бы районные власти помогли с газификацией здания, что значительно бы сократило коммунальные расходы. Чтобы минимизировать убытки, первый этаж пришлось отдать в аренду под магазины.

Предприниматель Иван Гурьянов выкупил два года назад у усольской администрации под гостиничный комплекс здание бывшей восьмилетней школы в районе Богомолка площадью 2000 квадратных метров. Место шикарное, на берегу Камы, напротив старинных храмов. Но… За два года в здании только установили стеклопакеты, и дальше дело не пошло.

– Не рассчитал свои силы, свои материальные возможности, – признался корреспонденту «Вечерки» Иван Викторович. – Средств на переустройство помещения недостаточно, скорее всего, буду здание продавать.

Понятно, что в турбизнесе действует рыночный механизм соотношения спроса и предложения. И как в любом рынке, для вкладывающих свои капиталы есть определенная доля риска. Но если власти действительно заинтересованы в развитии туризма как перспективной отрасли экономики, то, по-видимому, должны разработать систему поддержки малого предпринимательства с целью развития сервиса и индустрии гостеприимства. Это и маркетинговые исследования, уточняющие тот же потенциальный спрос на предприятия проживания. И консультативная помощь предпринимателям. (Руслан Волик на вопрос, пытался ли он написать заявку на грант – краевая программа «Всеволодо-Вильва. Пятый элемент» хорошо финансируется, – откровенно ответил, что для этого ему не хватает знаний). Да и просто моральное стимулирование. В Соликамске, например, организовали городской конкурс «Индустрия туризма» среди гостиниц и предприятий общественного питания. Пусть премия победителю небольшая, но важно внимание, да и лишняя реклама не помешает.

В ТЕМУ
Сегодня в Пермском крае настоящий фестивальный бум. За год в разных городах и поселках проходит 59 фестивалей. В том числе такие быстро набравшие популярность и собирающие десятки тысяч туристов, как этнографический «Сердце Пармы», этнофутуристический «КАМВА», «Небесная ярмарка », международный гражданский форум «Пилорама»… Но всякий раз перед любителями событийного туризма (по себе знаю) стоит вопрос: как до пункта назначения добраться с учетом необъятности наших просторов. Кто-то добирается автостопом, кто-то частным транспортом.

– На наиболее популярные фестивали мы возим. В Хохловку, на фестиваль «КАМВА», набрали два автобуса, всем желающим не хватило места, – говорит директор березниковской турфирмы «Пальмира» Галина Вихарева, чем немало меня удивляет. Ведь реклама нулевая. Впрочем, тут же выясняется, что поездки организуются по заявкам коллективов. Но хорошая реклама могла бы привлечь куда больше туристов. Оказание транспортных услуг – это тоже часть инфраструктуры туризма. И здесь у турфирм большой простор для деятельности.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


благоустройство