Житель Березников готов на любую работу

Текст: Марина Дроздова

«Просто не знаю, куда обратиться, – такими словами начиналось письмо в редакцию. — Я инвалид 2-ой группы, нет правой ноги. Правительство выделяет деньги на трудоустройство инвалидов, а у нас все наоборот: деньги получили, никого не приняли. Я веду активный образ жизни, у меня семья, ребенок, а денег на жизнь не хватает. Готов работать по 18 часов в день, но где?».

Наверное, Игорь (автор письма) совершенно прав в том, что те миллионы, которые выделяются из бюджетов всех уровней на вовлечение инвалидов в нормальную активную жизнь, большей частью находят отражение только в отчетах, а реальной цели не достигают. Ему виднее.

А между тем, это проблема и боль не какой-то горстки граждан, которым просто в жизни «не повезло» потерять здоровье, а вместе с ним — большую часть прав: на труд, на отдых, на счастливую семью и достойную жизнь. В России инвалидом сейчас признан почти каждый десятый.

В Березниках, например, число «лиц с ограниченными возможностями» составляет порядка 16 тысяч человек, из них только 720 детей-инвалидов детства. Остальные – люди вполне активного возраста, желающие по мере сил приносить пользу обществу наряду со всеми. Вот только работодателям они не нужны: хлопот с ними много.

– Законы о квотировании рабочих мест у нас не выполняются, – устало говорит председатель местного отделения общества инвалидов Галина Котлячкова. – По закону, не менее двух процентов от числа рабочих мест дол­жно предоставляться инвалидам, но работодатели этот закон игнорируют. Я сама была в координационном совете в Центре занятости и не смо­гла сдвинуть эту проблему. Да и до работы инвалиду нужно добраться. Сколько уже бьемся, говорим о создании безбарьерной среды для малоподвижных групп населения, рейды проводили, фотографировали… Какие-то подвижки есть, но так медленно, так мало! У нас даже в городскую администрацию, в больницу колясочник не может добраться. Да что там, для него даже на улицу выйти – проблема…

КРАСИВЫЕ СЛОВА, ХОРОШИЕ НАМЕРЕНИЯ
Инвалиду труднее получить образование. Но даже получившие специальность могут долго и безуспешно стоять на учете в Центре занятости. Инвалидам нужны специально оборудованные рабочие места, укороченный рабочий день, длинный отпуск: какой работодатель на это пойдет? Тем более, что из законодательных норм о квотировании рабочих мест года три назад исчезла обязанность работодателя платить штраф за невыполнение этой нормы. Получается, закон стал чисто декларативным.

– У нас нет механизма управления, рычагов воздействия на работодателей, – подтверждает догадку инспектор березниковского Центра занятости населения Людмила Ельшина. – На промышленных предприятиях, например, просто нет таких рабочих мест, где можно работать инвалидам. На той же «Ависме» все цеха «горячие», а в заводоуправлении нужны специалисты. Но служба занятости занимается с инвалидами, у нас много программ, стараемся помочь, чем можем. Проблема в том, что «рабочей» считается только третья группа, в исключительных случаях – вторая. И то, если в карте реабилитации указан «надомный труд». Где же в Березниках его взять, этот «надомный труд»? Инвалида второй группы мы даже на учет поставить не можем, он не считается трудоспособным…

ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ «ПО-БЕЛОМУ»…
Игорь, автор письма, с таким приговором смириться не желает. Ногу он потерял в 2007¬м, когда ему было 32 года. По характеру активный, «кипешной», уже через неделю после выписки из больницы он прихромал на костылях в Центр занятости с требованием найти ему работу. «А где ваша карта реабилитации, рекомендации, справки?» – озадачили его там.

Что и рассказывать, каково человеку на костылях ходить за справками в разные концы города, не приспособленного для таких, как он, стоять часовые очереди перед множеством кабинетов… Собрал справки и узнал, что работать ему нигде нельзя: сиди на небольшой пенсии. А дома жена и сын, которым он, как мужчина и глава семьи, обязан обеспечить достойную жизнь.

Так он считает. И не смирился: «Если нельзя по-белому, придется работать нелегально…» С юмором рассказывал Игорь, как получал права. После того, как сделали протез, родня собрала ему денег на автомобиль. «Обошел все авто-школы в городе – никто не взялся меня обучать. Лицензия на обучение вождению инвалидов есть только у одной автошколы в крае, в Кудымкаре. Полгода ездил без прав, потом пришел к начальнику ГАИ, говорю: «Что мне делать? Ехать в Кудымкар – там 15 тысяч стоит обучение, плюс столько же уйдет на гостиницу, потому что никто жилья не предоставляет. Так и езжу без прав, уже штрафов накопил на три с половиной тысячи». Ему помогли тогда сдать экзамен на вождение в Березниках… А штрафы, конечно, пришлось оплатить.

С тех пор Игорь где только не работал: охранником на автостоянке, таксистом, слесарем. Летом, как правило, в шиномонтажной мастерской, по 18 часов в день, выматываясь так, что, добредя до дома, падал замертво. «А я не могу давать слабину, я должен больше здоровых работать, чтобы не косились, что я за их счет зарплату получаю», – говорит. А потом, после такой работы – борьба с болью, недели на обезболивающих, больница, осложнения…

По образованию Игорь – автомеханик, но автотранс­портные предприятия его не берут. Он не считает нужным при устройстве на работу скрывать свою инвалидность, хотя мог бы. А когда начальники узнают, что вместо ноги у него протез, то сразу отказывают: «Нет-нет, а вдруг ты в яму смотровую упадешь, или еще что случится, кто отвечать будет?»

Мы в редакции, к сожалению, не смогли придумать, как помочь Игорю найти нормальную работу. Если у кого-то, кто прочитает эту статью, есть предложения или идеи – звоните. Контакты Игоря в редакции.


Источник: Березниковская газета “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс