Куда ведут Пермь рыночные рельсы?

Текст: Михаил Данилович

Наша газета составила рейтинг проблем образования в Перми и спросили экспертов – чиновников, родителей, общественников – что сделать, чтобы этих проблем не было. Предложения были самые разные: от «мягких» («больше обсуждать реформы с народом») до радикальных («отменить реформы»).

Рейтинг этот – субъективный: основан только на мнении редакции.
Сразу отметим, согласились ответить на наши вопросы не все. Например, пресс-служба губернатора сказала, что это «компетенция департамента образования Перми». Вопросы в этот департамент мы отправили неделю назад, но ответа так и не дождались.

1-Е МЕСТО. ОТСУТСТВИЕ ЛИЦЕНЗИЙ У ШКОЛ И ДЕТСАДОВ
Их нет у десятка школ и шести десятков детских садов.

«ПН» не один раз писали про коррекционную школу №155. Лицензия у неё закончилась ещё в 2008 году. Весной 2010-го, когда родители пришли в отдел образования Кировского района, чтобы получить для своих детей путёвки в эту школу, им отказали.

В итоге до последнего момента было непонятно, где будут учиться ребята.

Одна из родительниц, Марина Евгеньевна (назовём её так), определилась с альма-матер ребёнка только неделю назад: «До этого я надеялась, что 155-ю школу всё-таки «откроют», дадут нам спокойно учиться». Сын Марины пошёл в школу-интернат №113: «Она единственная в Кировском районе, где есть лицензия и где учат детей восьмого вида», – объясняет мама. Но там мальчик должен проводить весь день: «К этому я морально не готова», – говорит Марина Евгеньевна.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
«Размещение учащихся в других образовательных учреждениях – мера вынужденная, но необходимая для обеспечения их безопасности, – считает начальник госинспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края Галина Гутник. – При этом коррекционные услуги для детей должны быть предоставлены в полном объёме теми образовательными учреждениями, в которых они будут учиться».

Но что делать, если других коррекционных школ, кроме той, куда не дают путёвку, нет? Или есть, но там, как в 113-й, надо находиться целый день, чего родители не хотят?

По мнению эксперта Центра гражданского анализа и независимых исследований (ГРАНИ) Светланы Минеевой, за то, чтобы у школы была лицензия, отвечает учредитель – департамент образования: «Чтобы получить лицензию, надо устранить претензии надзорных органов: провести ремонт и т. д. Департамент должен заранее знать, что в каком учреждении надо сделать, и жёстко контролировать чиновников, которые за это отвечают. Пока этого, видимо, не происходит».

Произойдёт ли?

Отдельный разговор – про детские сады. «Отсутствие лицензии – это нарушение законодательства, это отсутствие гарантий безопасности пребывания детей в учреждении», – отмечает начальник госинспекции по надзору и контролю в сфере образования.

Весной в детсаде без лицензии одна из воспитанниц упала в колодец. Тогда чиновники сказали, что получить лицензии сразу для всех детских садов слишком дорого. Да и требования надзорных органов постоянно другие.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
«Ситуация меняется к лучшему, – продолжает Галина Гутник. – Постепенно детские сады лицензии получают. Это не весь массив детских садов. Но есть и другие формы предоставления и получения услуг дошкольного образования».

Да, другие формы есть. Но большинство маленьких пермяков продолжают ходить в небезопасные сады. Это, пожалуй, пока самая неразрешимая проблема из всего рейтинга.

2-Е МЕСТО. ФАКТИЧЕСКОЕ ПОНИЖЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ ПЕДАГОГОВ ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ НСОТ
НСОТ (новая система оплаты труда) появилась во всех школах города в начале года. Зарплата педагога теперь состоит из базовой (получает всегда) и стимулирующей (получает за заслуги) частей. Целью нововведения было повышение заработной платы учителей и воспитателей.

На деле всё получилось наоборот.

«Средств на стимулирующие выплаты не хватает, – отмечается на сайте уполномоченного по правам человека Татьяны Марголиной. – У многих, фактически, заработные платы уменьшились. В результате внедрения НСОТ многие бюджетники, имеющие высшее образование и стаж работы, получают минимальную или чуть выше заработную плату, наравне с техническим персоналом».

Светлана Минеева отмечает, что сейчас соотношение суммы всех базовых частей и суммы всех стимулирующих частей зарплат в школе – девять к одному. Базовую часть понижать некуда, а на стимулирование денег не остаётся.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Финансирование в школах, напомним, подушевое. Светлана Минеева предлагает увеличить «стоимость» ребёнка – чтобы в школе было больше денег. Настолько, чтобы соотношения базового и стимулирующего фондов было семь к трём.

От Татьяны Марголиной нам стало известно: министр образования Пермского края Николай Карпушин заявил, что норматив финансирования образовательных учреждений вырастет с июня – это позволит школам увеличить стимулирующую часть. Насколько – неизвестно: комментарий самого министра нам получить не удалось.

Но другого выхода, кроме увеличения норматива, видимо, нет. Если только не отменять и НСОТ, и подушевое финансирование.

3-Е МЕСТО. НЕРАЗБЕРИХА С ЭЛЕКТРОННЫМИ КАРТАМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Такая карта должна появиться у каждого ребёнка. Приходя на занятие в секцию или кружок, он должен будет воспользоваться электронным терминалом.

Судя по данным терминала, станет ясно, сколько человек посетили занятия у педагога. Педагогу начислится зарплата.

Зачем нужно такое средство контроля, непонятно. С февраля по май в качестве эксперимента в нескольких учреждениях дополнительного образования установили терминалы и раздали ребятам карты. Одно из этих учреждений – городской Дворец творчества юных. Его директор Наталья Рослякова отметила, что электронные новинки не дают реальной картины того, кто к кому ходил. То ребёнок забудет карту дома, то музыкальная студия будет давать концерт на другом конце города – ехать отмечаться в Дворец творчества не будет смысла. Что получит педагог в день зарплаты?

Непонятно и то, сколько кружков сможет посещать ребёнок.

Вопросов много. Педагоги жалуются, что чиновники не обсуждают с ними реформу, но очень хотят её провести.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
По мнению Светланы Минеевой, новое средство контроля – если оно на самом деле нужно – надо подготовить тщательно. Разработать несколько вариантов этого контроля. Каждый обсудить на фокус-группах, в которые войдут педагоги, учащиеся, родители.

Иными словами – наконец обсудить преобразование с общественностью.

P.S.
Непонимание того, что делают власти, сопровождает все проблемы нашего рейтинга. Или наоборот: проблемы появляются там, где граждане не понимают, что делают чиновники. Поэтому если вовремя не обсудить новации с гражданами – жди недовольства. Как минимум.

ЕСТЬ МНЕНИЕ!
Павел Миков, уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае:
– Департамент образования должен продолжать вести разъяснительную работу. Как бы это ни было неприятно, продолжать диалог с родителями, педагогами по поводу всех проблем, приведённых в рейтинге.

ДОСЛОВНО
Из предложений, приведённых в резолюции II Всероссийского педагогического форума, который состоялся в августа:

«Отказаться от пагубной для педагогического процесса идеологии образовательной «услуги», так как учитель в процессе своей работы не оказывает населению услуг. Образовательный процесс – это сложный механизм партнёрства всех его участников, требующий от них общей работы и взаимной ответственности. В отношении детей не должно быть места рыночным отношениям «ты мне – я тебе». Ориентиром для современного образования России, исходя из наших национальных традиций, должна быть школа-семья, а не школа-рынок. Образование – нерыночное социальное благо, на которое имеют право все граждане нашей страны».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс