Учёба без правил

Текст: Михаил Данилович

В краевой коррекционной школе, что в Перми, были заинтересованы и родители, и директор. Родители хотели, чтобы их дети учились именно там: редко найдёшь учреждение, где учат инвалидов всех видов (в школе занимаются аутисты, дети с ДЦП, дети с тяжёлыми сочетанными поражениями и др.). Директор хотела помочь воспитанникам.

Потом судьба развела их по разные стороны баррикад. Дело закончилось тем, что одна из родительниц, Юлия Корелина, заявила в СМИ, что администрация школы отказывается предоставить для её сына Степана учителя. Директор Татьяна Клюкина написала учредителю (агентству по управлению государственными учреждениями) заявление об увольнении по собственному желанию. Больше месяца в школе есть лишь исполняющий обязанности руководителя.

НА ПОТОЛКЕ ВИСЕЛИ АЛЮМИНИЕВЫЕ ПРОВОДА
Татьяна Клюкина пришла в учреждение четыре года назад. Тогда она работала в краевой администрации и, по её словам, могла выбрать учреждение, в котором станет директором. Выбор пал именно на коррекционную школу.

«В коридоре висели оголённые алюминиевые провода. Вы представляете? – говорит бывший директор. – При том, что некоторые дети – почти два метра ростом». (Потом школа переехала в другое, большее по площади здание.)

Плачевной, считает Клюкина, была и ситуация с нормативной базой, по которой работала школа: если для школ, где учатся ребята с ограниченными возможностями какого-либо одного вида, есть типовые положения, то для «общего» учреждения – нет. Это, по мнению Клюкиной, и послужило причиной её конфликта с некоторыми родителями.

ЗИМОЙ ДЕЛАЕМ, ВЕСНОЙ – ДОДЕЛЫВАЕМ
Одним из поводов этого конфликта было предложение родителей продлить договор с обществом помощи аутичным детям. До прихода нового руководства оно проводило специальные курсы для учителей, разрабатывало вместе с ними индивидуальные планы развития учеников. Татьяна Клюкина от такого сотрудничества отказалась, потому что у организации не было лицензии: «В этом договоре были написаны пункты: определение образовательной программы, выбор методик и технологий, обучение учителей. Могла я как директор подписать такой договор?» «Она (директор – авт.) сказала, что родители здесь командовать не будут», – вспоминает Юлия Корелина. «Семь человек ходили в школу (во время сотрудничества с общественной организацией – авт.). Сейчас – сто восемь. Разница есть?» – парирует Клюкина.

Спустя время, когда таких «спорных» поводов стало больше, родители начали писать жалобы в разные инстанции: в прокуратуру, государственную инспекцию по надзору и контролю в сфере образования, уполномоченному по правам человека и пр.

«Мы ночевали в школе, – отмечает Татьяна Клюкина, – потому что вынуждены были писать ответы в разные ведомства».

Одна из жалоб касалась школьного пандуса. Настал момент, когда его надо было ремонтировать. Деньги на это учредитель выделил, но пришли они в декабре. «Всегда в конце года остаются средства – их и дают, – говорит Клюкина. – Не взяли бы тогда, больше бы не дали». Пандус пришлось ремонтировать в почти сорокоградусный мороз. «Я знала, что весной работу придётся доделывать, – продолжает директор. – Договорилась об этом с подрядчиком».

«Видели бы вы, в каком ужасном состоянии был пандус весной! – возмущается Юлия Корелина. – Его восстановили после того, как мы послали фотографии в краевую прокуратуру. Починили за ночь!»

«На собрании (до жалобы – авт.) я сказала: уважаемые родители, да, у нас отвалилось несколько плиток на входе, – говорит бывший директор. – Но через две недели всё будет исправлено. Сразу же после собрания родители сфотографировали пандус. Утром жалобы были в надзорных органах. Снова пришлось отвечать на письма».

РАБОТАЯ НА СТАВКЕ, ПОЛУЧАЕШЬ ШЕСТЬ ТЫСЯЧ
Проблемы с финансированием преследовали школу постоянно. Здание, в котором она находится, по документам – объект незавершённого строительства. Из-за этого, по словам Клюкиной, было трудно получить деньги на устранения нарушений Госпожнадзора после трагедии в «Хромой лошади»: «Агентство говорило, что выделять деньги на строительство оно не имеет права».

Другая проблема – как привлекать учителей. Работая на ставке, педагог получает шесть тысяч рублей. Звать работать человека меньше, чем на ставку, нет смысла: не пойдёт из-за копеечной зарплаты. Значит, чтобы туда пришёл трудиться кто-то новый, надо забрать рабочие часы у кого-то другого. То есть отнять хлеб у других.

УЧИТЕЛЬНИЦА С СИНЯКАМИ НА ШЕЕ
Работа меж тем там не из лёгких. «Однажды ко мне подходит учительница вот с такими глазами и с синяками на шее и говорит про одного из учеников: «Татьяна Михайловна, я его руками задела, когда отбивалась, у него могут синяки остаться. Родители могут жаловаться». Понимаете, это нормально в нашей школе».

Что делал Степан Корелин, Клюкина не говорит. Но, по её словам, его родители – одни из тех, кто мешали своими жалобами.

ЖАЛОБА НА ЖАЛОБЕ
В итоге, по словам Клюкиной, все учителя отказались учить Стёпу, потому что его родители создали «невыносимые морально-психологические условия» (это выражение прозвучало на собрании трудового коллектива 8 июня). Но по мнению Корелиных, невыносимую обстановку создала директор. «Мы не можем не жаловаться на то, что происходит в школе. А чтобы наше мнение дошло до руководителя школы, мы говорим всё учителю. Вот и всё», – считает Юлия Корелина.

Родители говорят, что администрация вынуждает их перестать жаловаться, не предоставляя учителя. По словам директора, учителя сами не хотят учить Степана, потому что его родители много жалуются, срывая учебный процесс.

«БУДЕМ ОБРАЩАТЬСЯ В СУД»
Сегодня тринадцатилетний мальчик занимается дома с родителями. «Чтобы не потерялась привычка обучаться, – рассказывает Юлия Корелина. – Вот (показывает на доску на стене в комнате Стёпы – авт.) висит расписание дня, на которое Стёпа ориентируется. Потом будет обед».

Первого сентября, говорит Корелина, она с сыном обязательно придёт в школу: «Нам должны предоставить учителя. Если этого не произойдёт, у нас не останется другого выхода, как обращаться в суд».

P.S.
О том, что у мальчика нет учителя, рассказали несколько пермских средств массовой информации.

Причины своего ухода Татьяна Клюкина не называет. Что будет с этой школой дальше – неизвестно. До прихода Клюкиной учреждение вообще хотели закрыть. Тогда родители школу отстояли. Но чего добились сейчас?

Ситуация в этой коррекционной школе похожа на общеобразовательные: проблемы с финансированием, правовая незащищённость учеников и учителей, конфликты, возникающие в результате всего этого.

Отличие только в том, что здесь конфликт оказался более заметен..

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс