Пермская нефть романовского села

Текст: Михаил Ермолович
Иллюстрации: «Верхнекамье»
…Если отъехать от Березников примерно на сорок километров к югу, можно очутиться в краях, что дают более половины всей пермской нефти. Правда, село Романово, со всех сторон окруженное нефтепромыслами, все еще не похоже на арабский эмират, где все вокруг дешево или даже бесплатно.

ЦЕНА «ЧЕРНОГО ЗОЛОТА»
Большая нефть пришла сюда тридцать лет назад. С тех пор Романовское сельское поселение невозможно представить без буровых вышек и качалок, которые можно увидеть вдоль трассы «Березники-Пермь». Глава поселения Анатолий Голатенко в свое время и сам работал на одном из нефтедобывающих кустов цеха № 11 компании «Лукойл-Пермь». Год назад, возглавив местную власть, Анатолий Георгиевич начал пытаться выстраивать новые отношения с основным недропользователем.

– К сожалению, между Усольским районом и нефтяниками в свое время был подписан лишь двухсторонний договор. Интересы третьей стороны – собственно, нашего поселения – не рассматривались. Конечно же, нельзя сказать, что «Лукойл» совершенно не обращает внимания на нужды поселка: некоторую посильную помощь предприятие поселению оказывает, но это капля в море. Эту ситуацию мы обговаривали с главой района Геннадием Петровичем Шехматовым, с его стороны есть понимание наших проблем, но все денежные средства, полученные Усольским районом от недропользователя, «размазываются» по району, при этом самому поселению достается совсем немного.

Более того, бурная деятельность недропользователя на территории поселения подчас вызывает справедливые вопросы со стороны некоторых селян, озабоченных экологической ситуацией. Например, люди недовольны качеством воды в местных скважинах, а также тем, что решения о строительстве новых технологических объектов принимается без учета мнения жителей села.

Но факт остается фактом – именно нефть дает сегодня и работу людям, и жизнь территории. Если бы не было нефтяников – здесь бы уже давным-давно ничего не было.

ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ
Территория Романовского сельского поселения большая, в нее входят 12 населенных пунктов. Казалось бы, при сложении общего числа жителей могла бы получиться внушительная цифра. Однако нет – всего 1 245 человек. Демографическая ситуация, выправляющаяся в городах, деревни пока не коснулась: по словам Анатолия Голатенко, в поселении по-прежнему убыль населения почти в два раза превышает рождаемость. К тому же люди, устраиваясь на работу в нефтедобывающую компанию, быстро охладевают к деревенскому антуражу – получив от небедного работодателя ссуду на приобретение жилья, селяне вмиг становятся горожанами.

Кроме как у нефтяников (в «Лукойле» и его субподрядных организациях), работать в селе негде. А ведь когда-то здесь был совхоз «Лесной» и крупный Вогульский леспромхоз, но разваливать их, по признанию Анатолия Голатенко, начали еще в конце 80-х годов прошлого столетия. Так что ни земельные, ни лесные угодья уже давно не приносят пользу людям.

Впрочем, и в самом Романово уже стирается пресловутая грань между городом и деревней. Местная администрация не отличается интерьерами от городской, ассортимент в продуктовых магазинчиках (в селе их целых три) сродни городскому. Многие дома на сельских улицах увенчаны «тарелками» спутникового телевидения. Местные телефоны имеют березниковскую нумерацию, а высокоскоростной Интернет – давно свершившийся факт. Да и люди словно стали наполовину городскими. Калитки здесь уже запирают, а с гостями теперь разговаривают на пороге.

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
А между тем Романово имеет давние корни – минувшей осенью здесь отметили 430-летие села. Мало кто помнит, в честь какого события село получило свое название. То ли в честь одного из Романовых, которого много веков назад везли по этим местам в Ныроб (чтобы впоследствии сгноить в холодной яме). То ли в честь беглого строгановского работника по имени Роман, что нашел здесь залежи медной руды, за что был прощен и даже пожалован в управляющие.

Зато история храма Сретенья Господня, который возвышается над селом, по-своему уникальна. Церковь была построена на народные пожертвования в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года. Это одна из немногих церквей, которые действовали в Прикамье даже в годы советской власти. Но незавидной оказалась судьба настоятеля Сретенского храма отца Григория – в 30-е годы он был судим, затем вернулся к службе, а в 1940-м умер в тюрьме вскоре после очередного ареста.

Однажды здесь произошло чудо – сама собой, на глазах у множества свидетелей, обновилась старая закопченная икона Божьей Матери. После чего была привнесена из колокольни в храм на почетное место.

Историю села чтут и в местной школе. Здесь собран неплохой музей старинных крестьянских вещей, при участии педагогического коллектива выпущено несколько исторических брошюр и буклетов. Показали нам и главный «фолиант» – большой сборник фотографий и материалов о различных людях, когда-либо живших в селе Романово. Эта летопись берет начало со времен Гражданской войны.

ЗВЕЗДНЫЙ ЗЕМЛЯК
Вы спросите, а при чем здесь космос? Тогда послушайте еще одну историю. Давным-давно, в годы коллективизации, в деревню Вогулка, что стоит на Яйве по соседству с Романово, прибыли раскулаченные крестьяне с Украины. Их внук Юра познал все тяготы жизни сосланных. Тот мальчик вырос и уехал из Вогулки. Несколько лет назад генеральный директор космической корпорации «Энергия» Юрий Семенов вновь посетил свою малую родину и оставил в дар землякам свои книги о том, как покоряется космос.


Источник: березниковская газета «Верхнекамье»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс