"Стройку на костях" в Березниках сдают на милость народа

Текст: Изабелла Манукова
Иллюстрации: из архива «Иной газеты»


Это был прорыв. Невнятно и с кислой физиономией, с привкусом привычного трусливого вранья, но прорыв: местные власти Березников прислушались к гражданам города Березники.

Результатом состоявшегося сегодня третьего заседания межведомственной комиссии, созданной 20 августа по ситуации со «стройкой на костях» у Первого пруда, стала резолюция о необходимости вынести вопрос о стройке на кладбище и продолжении строительства 16-ти домов для переселенцев на публичные слушания. Да и само заседание комиссии впервые прошло не за закрытыми дверьми, как прошли первые два, а – вот чудеса! – не стали выгонять ни журналистов, ни других заинтересованных лиц. (В предыдущие два раза выгоняли).

О причинах столь радушного поведения городских чиновников можно гадать, а можно и не гадать. Если знать, например, что туда, с намерением посмотреть, как их будут выгонять из зала заседаний, заявились в понедельник, когда должно было состояться это самое третье заседание комиссии (по загадочным причинам перенесенное на среду), такие известные нашей администрации лица, как Андрей Лучников и Юрий Прибытков. Но будем считать, что наши грязные подозрения не имеют под собой никакой почвы. В конце концов, как сказал в завершение заседания комиссии ведущий ее Андрей Мусихин, «мы открытая организация, мы докладываем обо всех результатах своей деятельности, мы учитываем мнение населения».

Да, кстати, возглавивший комиссию в трудные дни начала скандала с «берцовой костью, найденной на стройке», глава города Андрей Мотовилов в этот раз своим присутствием не почтил. Потому и вел заседание вице-глава по политическим вопросам Андрей Мусихин. Который, собственно, и является председателем комиссии.

Народ в состав комиссии подобрался довольно многочисленный и живописный: скучные фигуры чиновников приятно разнообразят ряса православного батюшки, головной убор имама, мундир милиционера и вдохновенное лицо искусствоведа Ларисы Коржавкиной.

Для начала г-н Мусихин доложил членам комиссии итоги работы за последние 10 дней. Привожу его краткий доклад практически полностью:
«С 24 августа по 8 сентября в администрацию города позвонили 79 человек, которые обладают информацией о захоронениях на 7 квартале. Из них согласились с нами встретиться 50. Из них, как выяснилось, 37 человек обладают реальной информацией и готовы показать на карте или на местности границы кладбища.

Вопросы, как и в прошлый раз, мы разбивали на два круга: первый – было ли кладбище в границах Л. Толстого-Менжинского-К. Маркса-Тельмана? Эту информацию нам подтвердило 30 человек. 7 человек сказали, что там кладбища не было. Второй вопрос – были ли могилы на территории строительства? «Да» – ответили 12 человек, 25 человек ответили – «нет».

Следующий вопрос: группа по работе с архивными документами дополнительно собрала 6 планов. Это план города и его окрестностей 1937 года, генпроект планировки территории города 1987 года, проект детальной планировки 1962 года, топографический план города 1968 года, проект городской жилой черты 1969-го, проект размещения 1-й очереди строительства 1981-1985 годов. Из них только на одной карте, а именно на первой карте плана города и его окрестностей, примерно где-то в районе 7 квартала указано кладбище.

Рабочая группа информацию проанализировала и пришла к выводу, что мы самостоятельно не можем дать ответ на данный вопрос: «Приходится ли территория того кладбища, которое нанесено на карту 1937 года, на территорию строительства?» Нам надо еще время для того, чтобы обратиться к специалистам, которые сопоставят координаты современной карты и систему координат топографического плана 37-го года.

В результате опроса очевидцев (мы не задавали специально этого вопроса), но, тем не менее, люди сказали, что были осуществлены перезахоронения с кладбища на Седьмом квартале на кладбище в Кропачево. То есть два очевидца отметили это, что были перезахоронения практически всех могил, которые там были. Более того, рабочая группа пришла к выводу, что в подтверждение данной информации можно привести фотоотчеты подрядчиков, которые работают на строительстве, которые свидетельствовали о том, что при проведении земляных работ не было найдено каких-либо останков.

Есть еще одно подтверждение. В Березниках существует только одна организация, которая имеет лицензии на проведение изыскательских работ. От них получен ответ, что «в районе Толстого-Тельмана-Менжинского, нежилой застройки, по заданию-договору с «Камской долиной» было выполнено бурение 35 геологических скважин глубиной 8-15 метров, отобрано 92 пробы грунта и 6 проб воды; кроме этого, в марте-апреле 2003 года по договору с «Дизайн-строем» выполнены инженерно-геологические изыскания на этой же площадке. Пробурено 7 скважин глубиной 7-9 метров, выкопано 2 шурфа глубиной 3-5 метров, отобраны 42 пробы грунта и 3 пробы воды. Буровые работы велись колонковым способом, то есть сплошным отбором керна по всей глубине скважин. В результате буровых работ в керне не было обнаружено каких-либо остатков захоронений, костей или досок, в противном случае это было бы отмечено в отчетах. «Таким образом, сделать выводы о существовании старых захоронений по результатам наших работ мы не можем».

В пользу того, что если кладбище и было, были произведены перезахоронения, говорит и решение исполнительного комитета Березниковского городского совета депутатов трудящихся от 11 августа 1965 года за №216/2 об отводе азотно-туковому заводу земельного участка для строительства учебного корпуса политехнического института и общежития. Это решение было, о выделении земельного участка именно там. Мы все знаем, что там был фундамент политеха, но вот нашли такой нормативный документ, который это закрепил и подтвердил.

Поэтому рабочая группа пришла к выводу, что первая дата, когда этот участок использовался для нового строительства, – 1967 год. Потому что был еще один документ, более ранний, 1965 года, но мы его пока не нашли».

Обсуждения доклада практически не было, поэтому Андрей Анатольевич быстро перешёл к разделу «Разное». И тут ожидало самое интересное.
– В администрацию города поступило 3 заявления, – сообщил г-н Мусихин. – Два от общественных организаций и одно от группы граждан. Все три не буду зачитывать, но по мере поступления: первое заявление поступило от совета ветеранов войны и труда правоохранительных органов. Зачту:

«Мы и многие наши сограждане, жители Березников, обеспокоены тем обстоятельством, что обнаружение нескольких останков на строительной площадке может быть использовано как повод для разжигания в обществе нездоровых страстей. Многие из нас и наших знакомых давно живут в Березниках, мы знаем немало старожилов. Известно, что Березники появились на месте нескольких десятков деревень. Старики вспоминают, что кладбищ было много. В прессе было отмечено, что одна берцовая кость была найдена на стройплощадке непосредственно, другая кость не на площадке, а вблизи нее. Можно только гадать, сколько останков, лежит под фундаментами зданий, под тротуарами, в черте городской застройки. Это так. Но из-за этого абсурдно замораживать жизнь и развитие целого города, как сегодня заморожено строительство 16-ти домов. Никто не снимает с ныне живущих ответственности перед предыдущими поколениями. Их память нужно увековечить и продолжить развитие Березников. Мы считаем, что давно назревшим памятником, который позволит, в том числе, отдать дань уважения тем, кто покоится в березниковской земле, является строительство на левом берегу православного храма. Это, как нам кажется, будет достойным общим памятником всем березниковцам…

В связи с этим, предлагаем главе города Мотовилову Андрею Владимировичу созвать общие слушания по теме строительства у пруда и возможности строительства православного храма в левобережной части».

– Другие обращения – с другими вопросами, но, собственно, суть та же: предложение созвать публичные слушания на эту общую, волнующую всех тему, – закончил г-н Мусихин. – Поэтому предлагаю обратиться к главе города с предложением инициировать созыв публичных слушаний по данному вопросу. Если нет возражений, письмо в течение часа-получаса уйдет за моей подписью к главе города. (Кстати, одно из «других» обращений – это заявления граждан города Березники, с полным текстом которого любознательный читатель может ознакомиться здесь)

Возражения, как выяснилось, были у представителя застройщика – ОАО «Камская долина». Технический директор «Камской долины» (и бывший начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Березников, кстати) Светлана Соснина реагировала очень нервно. Её можно понять: на следующей неделе обещали заморозки на почве, а на стройке, по ее словам, трубы не закрыты, и потому нарушается технология строительства, что потребует дополнительных бюджетных расходов в будущем. Боясь, что проволочка с публичными слушаниями продлит срок продолжения работ еще на неопределенное время, она вопрошала: «Кто возьмет на себя ответственность за дополнительные расходы?».

Ответственность никто брать не хотел, как и разрешить продолжение работ. Напомним, решением прошлого заседания комиссии было – отказать «Камской долине» в просьбе разрешить продолжать общестроительные работы вплоть до полного выяснения обстоятельств с захоронениями. «Против храма никто не возражает, – уточнила Светлана Соснина. – Но моё предложение – все-таки не увязывать это со строительством домов…»

Тут не выдержал отец Пётр, благочинный Северного округа Пермской епархии: «Что мы можем решить? Если в прошлый раз в том же состоянии были, как и в этот раз. Как не было, так и нет заключений ни от прокурора, ни от следственного управления. Документы 55-го года нам ничего не дают. Карта 1937-го года – да, но там даже нет четких границ кладбища. Но если тридцать человек свидетельствуют, что там было кладбище, этого уже достаточно, чтоб сказать, что это было так. Более того, на сегодняшний день любое мое слово, сказанное журналистам, даже в эфир, никуда не пускают. То есть информация о мнении православной церкви тормозится и закрывается».

Его вдруг поддержал Рафагат хазрат Сафин, имам-хатый Березниковской мечети: «Не только православные, даже и правоверные мусульмане возмущаются, там не то что строить дома, там даже хранилище инструментов нельзя…»

«Давайте не будем менять решения, – прекратил дискуссию ведущий, г-н Мусихин. – У нас нет временных рамок для работы комиссии, есть цель – выяснить границы кладбища…».

Следующее заседание комиссии назначено на «следующую пятницу». Видимо, имелось в виду 18 сентября.


Статья написана корреспондентом «Иной газеты – Город Березники» для «Иной газеты – Город Березники»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активность