Аръергардные бои за условия капитуляции

Под знаком тридцать четвёртой буквы современного русского алфавита (П+Ц) прошла вся минувшая неделя. Поскольку в начале этой недели широкой публике и отдалённым кругам заинтересованных лиц (круги приближённые были поставлены в курс дела несколько раньше), стало известно решение комиссии Ростехнадзора по итогам повторной проверки причин аварии на БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий». Решение, имеет смысл повторить, почему-то оказалось неожиданностью для т.н. «инвесторов». Хотя наблюдатели, аналитики, эксперты и непредвзятые журналисты честно предупреждали против неоправданно оптимистичных ожиданий, основанных на благоприятных для «Уралкалия» утечках информации.

Термином «инвесторы» в данном случае, видимо, разумно обозначать не только и не столько наивных миноритариев, развлекающихся в свободное от махания кайлом на стройке время покупкой и продажей акций, а ещё и (и, наверное, прежде всего) немаленький слой людей, так или иначе от URKA кормящийся (но не махающий кайлом в шахте), в калийном бизнесе мало-помалу манагирующий. И, соответственно, родным кошельком заинтересованный в сохранении статус-кво. Они на нём живут, и живут неплохо, что может быть проще? Именно они прежде всего и надеялись, что комиссия примет благоприятное решение, в крайнем случае, попросят вернуть в бюджет незначительные (с точки зрения калийных прибылей последних лет) суммы, надеялись и ловили всякие сигналы, симптомы и приметы того, что так и будет.

И никаких предупреждений слышать не хотели.. А голоса совсем небольшого числа аналитиков и экспертов, подозревавших в оптимистичных утечках банальную игру крупных участников рынка на повышение для сбрасывания акций перед неминуемым делистингом, и вовсе тонули в хоре оптимистов. Или вовсе подвергались осуждению, как соучастники наглой попытки рейдерского захвата государством частной собственности.

Не будем дискутировать о правомерности такой оценки действий правительства (эта оценка просто имеет место быть), но причисление к участникам этих действий или обвинение в одобрении этих действий любого, кто с сомнением реагировал на оптимистичные утечки, выглядело, да и выглядит сродни обиде больного на неутешительный диагноз врачей. Когда больной ищет в себе признаки начавшегося выздоровления, а доктор осторожно намекает, что это могут быть лишь судороги, и надо бы дождаться результатов анализов, но больной в ярости кидает в доктора подушкой и кричит, что доктор желает его смерти, подсовывает яд, и вообще, доктор сам и есть тот вирус, который гложет больной организм. И когда уже не тот доктор, а консилиум произносит неприятный диагноз, кажется, что земля остановилась, мир поплыл перед глазами и всё такое. Словом «П» + «Ц».

Вы, кстати, видели, как выглядел утром минувшего понедельника Андрей Мотовилов? Как будто последние трое суток выполнял задание Партии по эвакуации заводов и материальных ценностей подальше от приближающейся орды насильников и грабителей, и лично упихивал детишек в грузовики, а грузовиков не хватает, а детишки разбегаются, они ж не понимают, что война… Впрочем, это лирика и, может быть, просто показалось.

Но в целом ощущалось именно оно, настроение П + Ц. На фоне которого забавляли последние попытки (чуть не сказал: «судороги») обнадежиться, вплоть до смешных заголовков в прессе (неберезниковской, естественно, местные язык проглотили) типа: «Юрий Трутнев решит, кто должен компенсировать убытки от аварии на "Уралкалии"». Как будто есть варианты. Но хочется же надеяться.

Сам визит Трутнева на минувшей неделе носил скорее терапевтический или анестезирующий характер. Приехал дружественный министр, сказал несколько слов, вселил в паникующую массу заинтересованных лиц некоторую уверенность, в какой-то степени помог преодолеть ощущение невозможности происходящего и отчасти примириться с неизбежным. И это, кстати, можно оценить как позитивное обстоятельство – мало ли что могли бы учинить «эти» в состоянии психоза типа: «нечего больше терять, всё припомнится на Страшном Суде» и «так не доставайся же ты никому». А оно, ведь не нужно, ни государству во всех его проявлениях, ни нам, здесь живущим, а посты крепких санитаров повсюду расставить невозможно. Но вот Петрович приехал, пролечил и вроде в ближайшее время буйства можно не опасаться (хотя ухо надо держать востро, нет у «этих» той степени ответственности за Родину, которая была, скажем, у русских дворян и буржуев в 17-м году прошлого века).

Кстати, вот любопытно. А где же братья по калию – помнится, несколько недель назад широко обсуждалось, что «Уралкалий» заказал белорусским специалистам «независимое исследование» причин аварии, и соответственно, кто виноват. И что? Где? Ау?

Впрочем, возможно, непрямой ответ на этот вопрос дал тот же Трутнев.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Дмитрий Рыболовлев

Постфактум