По третьему кругу

Весь август «Неделя.ру» рассказывает о «железнодорожной» проблеме, связанной с провалом на БРУ-1. Мы побывали на строительстве 53-километрового участка обходного участка, рассказали о том, как ОАО «Уралкалий» готовит площадку под строительство необходимого, третьего по счету, железнодорожного обхода в 2,5 километра вокруг провала.

Сегодня мы констатируем тревожный факт: несмотря на майское заявление Юрия Трутнева, министра и председателя правительственной комиссии по недопущению последствий аварии на БРУ-1 о необходимости построить до конца года третью ветку, до сих пор не уложен ни один метр нового железнодорожного полотна. А уже конец августа. Почему? Ответ прост. Цена вопроса – полмиллиарда рублей. И, похоже, такие деньги «выбрасывать» на дорогу никто не спешит. Так, в пресс-службе губернатора края сослались на то, что третий обход – проект федеральный, а значит, вопрос о механизме финансирования должен решаться на самом высоком уровне. Регион и так уже выделил 35 миллионов рублей на проектирование.

В пресс-службе Пермского отделения Свердловской железной дороги подтвердили, что по вопросу финансирования какой-либо конкретики нет: это компетенция федерального Правительства. Из ответа следовало, что перспектива вкладываться в проект у железнодорожников бурного энтузиазма также не вызывает. Кто же будет платить? Этот вопрос, возможно, будет обсужден на комиссии по вопросам ликвидации последствий провала на БРУ-1 при председателе краевого правительства, заседание которой запланировано на сегодня, 20 августа. Энтузиазм энтузиазмом, но хроника тревожная. К маю провал приблизился к железной дороге до сотни метров. В июле возвращен режим сопровождения опасных грузов силами МЧС. А обрушившееся в августе в провал здание нервирует еще больше… Затягивание же строительства лишь усугубляет проблему. Неужели надо дожидаться, когда гром грянет?

Мы решили не дожидаться, и сегодня, начатый ранее газетой «Неделя.ру» разговор, о проблеме продолжат руководители предприятий Верхнекамья.

Александр ПАВЛОВ, зам директора филиала УК «УРАЛХИМ» в г. Березники по стратегическому развитию:
– Данная ветка совершенно необходима в качестве подстраховки для всех предприятий. Если провал будет расширяться в сторону действующего обхода, чего не исключают ученые, это может парализовать работу практически всех предприятий Березников и Соликамска. И «Азота» в первую очередь, так как основную отгрузку по тоннажу ведем мы и ОАО «Сильвинит». Так что чем скорее будет решен вопрос строительства третьего обхода, тем лучше будет для всех. Ведь это вопрос экономического благополучия не только отдельных предприятий, но и двух крупнейших городов Прикамья, Верхнекамского региона в целом.

Ростям САБИРОВ, генеральный директор ОАО «Сильвинит», депутат Законодательного собрания Пермского края:
– Сегодня Верхнекамье является одним из основных производителей магния, бумаги, калийных и азотных удобрений, сырья, необходимого для выпуска титана. При этом наши промышленные предприятия связаны с внешним миром единственной железнодорожной веткой. Не случайно столь пристальное внимание приковано к обеспечению бесперебойного железнодорожного сообщения на этом участке дороги.

Когда в 2007 году образовался провал, угрозу удалось отвести – региональные власти и железнодорожники предприняли все возможные меры. Первый объездной путь – 800-метровый железнодорожный обход – тонкой, но надежной нитью практически полгода связывал промышленный север Прикамья с Транссибом. Но природа непредсказуема. Чтобы свести к минимуму все возможные риски, было принято решение о строительстве более удалённого, 6-километрового железнодорожного обхода. О том, насколько значим этот проект, говорит тот факт, что, будучи Президентом РФ, Владимир Путин поручил главе ОАО РЖД Владимиру Якунину лично контролировать это строительство. Как результат – уже в начале 2008 года по второму железнодорожному обходу прошел первый грузовой состав.

А вскоре было принято решение о строительстве 53-километрового обхода Яйва-Соликамск, вокруг шахтных полей, что исключит угрозу провала. C мая здесь развернулись масштабные работы. В однопутном варианте обход будет сдан в 2009 году, в двухпутном – в 2010-м. Ситуация с провалом находится на контроле у губернатора Олега Чиркунова. Следует отметить, что и власти, и железнодорожники рассматривают самый негативный прогноз развития ситуации. Это взвешенный, государственный подход, цель которого – не допустить остановки предприятий Соликамско-Березниковского узла. Не случайно, было принято решение о строительстве третьего временного железнодорожного обхода. Новая трасса пройдёт по территории ТЭЦ-10 и БРУ-1. Потребуется строительство моста через реку Зырянка и перенос коммуникаций. И «Уралкалий», и энергетики уже работают по этому проекту. Обход планируется построить в однопутном исполнении уже к концу года. Он должен стать гарантией бесперебойного железнодорожного сообщения до ввода в строй капитального участка Яйва-Соликамск.

Анвар ГАЛЕЕВ, коммерческий директор ОАО «БСЗ»:
– Проблема финансирования строительства третьего обходного пути очень беспокоит ОАО «БСЗ». Если данный проект не будет реализован уже в октябре, то в случае развития ситуации по пессимистическому прогнозу – расширения провала и остановки железнодорожного сообщения, – может быть прекращена поставка сырья и вывоз продукции – кальцинированной соды. Значение третьего обходного участка железной дороги трудно переоценить не только для БСЗ, но и всего региона.

Текст: Ольга Еременко, березниковская газета “Неделя.RU”
Фото: А. Матвеев

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии