You welcome to Березники!

Продукция наших предприятий известна далеко за пределами города. Ее можно встретить практически в любой точке земного шара. «Азот» ведет поставки в 26 стран Европы, Азии, Африки и Америки. Удобрения «Уралкалия» востребованы в более чем полусотне стран мира. На долю «Корпорации ВСМПО–АВИСМА» приходится около тридцати процентов мирового выпуска титановой губки, которая так необходима для авиа– и судостроения, космической техники, нефтяного и химического оборудования в пятидесяти странах. Анилин и синтетические красители ОАО «Бератон» востребованы на рынках стран СНГ, и в Европе, в странах Азиатско–Тихоокеанского региона. За последние два года объем продаж на экспорт ООО "Сода–Хлорат" увеличился в несколько раз. Продукция предприятия поставляется в два десятка стран. А Березниковский содовый – старейшее химпредприятие Верхнекамья – поставляет свою продукцию, в основном, в страны СНГ. Но качество продукции завода высоко оценили и потребители в Индии, Индонезии, Нигерии, Китае.

Из-за рубежа в Березники идёт встречный поток. И не только поток заморских товаров и продуктов, но и импортных гостей. Ещё в советские годы иностранцы были у нас нередкими гостями, несмотря на то, что Березники были «закрытым городом» (т.е. присутствие иностранцев возбранялось и строго контролировалось соответствующими органами). Дело в том, что значительная часть оборудования для химических предприятий шла из–за рубежа, и без инспецов наладить его и запустить было невозможно. На азотно–туковом, например, шеф–монтаж аммиака вели японцы, немцы, австрийцы, чехи, а комплекса карбамида – итальянцы.

Появлению этого «итальянца» в Березниках мы обязаны поддержке КПСС международного коммунистического движения. К середине 70–ых ввозить на загнивающий Запад золото и валюту чемоданами для братских партий было неактуально. К этому времени уже были отработаны соответствующие легальные финансово–экономические схемы. Например, один из финансовых потоков для компартии Италии шел через фирму, которой было поручено поставить в СССР четыре установки по производству карбамида. Оборудование одной из них, мощностью 450 тыс. тонн, начало поступать в Березники уже в 1977 году.

А поскольку сама фирма–поставщик производством оборудования не занималась, комплектующие для установки собирались со всей Европы – из ФРГ, Нидерландов, Франции, Бельгии… Одновременно трест «Березникихимстрой» начал строительные работы. Для возведения гран башни методом непрерывного литья были привлечены специалисты «Челябинскбетонстроя».

«Инженерам и проектировщикам нашего отдела было поручено увязать особенности оборудования и проектные решения с конкретными условиями Березников, – вспоминает бывший начальник Березниковского отдела комплексного планирования ГИАПа Юрий Опутин. – Приходилось плотно взаимодействовать и с итальянскими инженерами. Большинство из них были узкими специалистами, «заточенными» на какую–то одну область. Наших же инженеров можно назвать специалистами широкого профиля, и в профессиональном плане они были ничуть не слабее западных».

Когда строительство близилось к концу, на стажировку в Италию была направлена группа азотчиков. «В Италии нам очень понравилось – комплекс работает, как часы, климат, вино – замечательные, – рассказывал начальник грануляции Е. Кармалитов и добавлял, заговорщицки улыбаясь, – не поверите, у них, там, в магазинах есть все!»

В качестве сувенира дядя Женя привез начальнику БОКП и своему другу ручку–перевертыш, на которой фигуристая блондинка теряла свой купальный наряд с легкостью необычайной. Признаюсь, пару раз мы с ребятами тайком от отца пытались понять принцип этого чудесного превращения. На нас, юных ленинцев, росших в стране, где «секса нет», это перо произвело неизгладимое впечатление. Похоже, не только на нас – вскоре эту ручку у отца кто–то стянул.

А «итальянец», установленный в Березниках, оказался не вредным. К лету 1981 году пуско–наладочные работы по «К–1» были завершены, и карбамид выдал первую продукцию. В течение полугода комплекс вышел на проектную мощность.

Итальянцы работали в Березниках три года и жили своей колонией в двух подъездах дома №40 по проспекту Ленина. После пуска «К–1» они вернулись на родину, увозя с собой воспоминания о загадочной русской душе и местном хлебосольстве. Вместе с ними в солнечную страну, где «есть все», уехали одна или две переводчицы из заводского техотдела, работавшие с итальянскими специалистами. Уехали уже в качестве жен.

А в 70-80-е годы на азотно-туковом заводе работало работало сразу несколько групп зарубежных специалистов. Чехи и японцы помогали открывать аммиачное производство – цеха 1-А и 1-Б. Первые (группа специалистов из Брно) руководили монтированием реформингов, а вторые (японская фирма ТЭК) поставляли и устанавливали компрессоры. Общались с иностранцами не только производственники, но и люди, не имеющие прямого отношения к предприятиям. Фотокорреспондент городской газеты Виктор Брандман, которого по праву называют летописцем Березников, был с чехами и японцами на дружеской ноге. В прямом смысле этого слова – играл с ними в футбол. Причем, составы команд были смешанными – торжество интернационализма на футбольном поле.

Дружили не только взрослые. Сын руководителя чехов Франтишека Седлачека Иржи дружил с сыном Брандмана Женей и даже отдыхал с ним в одном пионерском лагере.

– Я, – вспоминает Виктор Михайлович, – через знакомых помог отправить Иржи вместе с сыном в «Чайку». Через неделю мне звонят и говорят: «Брандман, ты кого к нам отправил? Мы из–за тебя «под колпаком». Ты что, не знаешь, что здесь рядом ракетная часть (она действительно располагалась недалеко от лагеря)? Нельзя, чтобы сюда приезжали иностранцы».
Впрочем, беспокойство было напрасным. Иржи пробыл в «Чайке» всего неделю. Мальчику стало скучно, и родители забрали его домой, в Березники. Кстати, несмотря на языковой барьер, Иржи отлично учился в школе и любил читать стихи.

Из японцев Брандману больше всего запомнился переводчик Иосио. Маленький (для снимков фотограф просил его вставать на ящик), но шустрый, он отлично входил в контакт с березниковцами. Впервые Иосио-сан попал в Россию не по своей воле – был в плену после разгрома Квантунской армии. В Березниках за японцами зорко присматривали те, кому положено.

– Когда Иосио заходил ко мне, – вспоминает Виктор Брандман, – он всегда сначала присаживался на корточки и осматривался по сторонам. Я потом только понял – он смотрел, нет ли «жучков».

В Березниках японцы жили, в общем–то, обычной жизнью. Влюблялись в официанток, пили водку (иногда даже напивались), пару раз были биты и ограблены на наших улицах. Работали так, как это умеют только жители страны Восходящего Солнца. Оснащали «Азот» по последнему слову техники.

Текст: Неделя.RU
Фото: Березниковская Фотогалерея

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


История