111. Круглая дата

Тогдашняя, 1905-1907 годов история теперь выглядит историей не русской, а, скорее, украинской.

Интересно, сегодня будут торжества по случаю 111-й годовщины Кровавого воскресенья? Кого смущает, можно, отметить не расстрел мирной демонстраци, а 111 лет Первой русской революции. Помните это, из какого-то советского кино? «Как царь с нами, так и мы с царём!». Мне кажется, актуально. И дата вообще круглая, юбилейная, прямо говоря, дата. Не то, что 70 как Великой Победе, а простое число. Три единицы. Как раз три революции в России было. 1905-1917-1991. Двойной праздник можно впрыснуть.

Ну, то есть, понятно, конечно, что вопрос был риторический. Ясно уже, что никаких торжеств нигде никак не будет. Разве что в загашниках какого-нибудь музея Первой русской революции на какой-нибудь Вышке в какой-нибудь Перми возле площади Восстания, где один из великих баррикадных боёв происходил.

Бой в Перми был, конечно, на самом деле никудышным, нисколько не великим, но тем не менее. В конце концов, нынешний режим по всем информационным каналам транслирует, что он – наследник великого Советского Союза. По большому счёту, транслируется, что даже не правители – наследники сильномогучего СССР, а все мы. Каждый из нас. А откуда СССР взялся, всем известно – из Второй русской революции. Буревестником которой была, соответственно, революция Первая.

Прологом к Великому Октябрю была революция 1905-1907 годов, начавшаяся 9 января. Так говорил Заратуштра. Который всё ещё почтительно хранится на Красной площади в мавзолее. Куда его положили как основателя Советского государства, которое… ну вы поняли, о чём я. То есть, конечно, не Заратуштра говорил про Первую русскую революцию как о прологе, а товарищ Ленин.

Его в мавзолей и положили вместо Заратуштры, и слово «ЛЕНИН» на гробнице написали. Чтобы с Заратуштрой не путали. Да кому он интересен, этот Заратуштра? Никто и не знает, где его прах покоится. Никто – кроме дряхлых профессоров философии – и не вспомнит, что книгу с названием «Так говорил Заратуштра» написал товарищ Ницше. Потому что и про Ницше мало кто вспомнит, а ЛЕНИН вот он. На Красной площади мумия. А эта мумия, пока была вечно живой, называла (или правильнее «называл»? слово «мумия» мужского рода не имеет) Первую русскую революцию прологом.

Словом, есть туева хуча причин, чтоб вспомнить сегодня героических предков, прадедов, прямо скажем, основателей хотя бы добрым словом. Хотя бы скромным праздненством.

Впрочем, понятно всё, конечно. Слово «революция» теперь ругательное, чуть скажешь его – сразу со всех сторон зашикают. Ходрковского, вон, зашикали недавно. В Перми, вон, даже бесстрашный фюрер пермской гражданской публики и, кстати, историк по образованию Аверкиев пишет это слово так стеснительно, как будто матерится при дамах. Или, скорее, как выпускница Смольного института, которую грубая солдатня-матросня заставляет чертыхнуться.

И вообще, вся тогдашняя, 1905-1907 годов история теперь выглядит историей не русской, а, скорее, украинской. Расстрелянное мирное шествие (с чего всё и началось, но после 9 января по России ещё много раз случалось), народные массы гоняются по улицам за правоохранительными органами, потом наоборот, боевики заседают на крышах и постреливают, товарищ Бабушкин везёт оружие из-за границы, каратели гоняются за товарищем Бабушкиным…

Одно что Майдана (с большой буквы, а не в смысле «майдан – просто площадь») тогда не придумали. Во Вторую русскую революцию, которая пролетарская и социалистическая, обошлись вооружённым переворотом. Вот в Третью революцию, которая в августе 91-го, почти придумали наш русский Майдан, когда тысячи людей стояли вокруг броневика с Ельциным (наш друг Ян Арт, к примеру, там стоял), но всё обошлось в три дня.

Занятно, а что будет в следующий раз? Да не стесняйтесь вы количества. У французов, знаете, сколько их было? Революций, в смысле. Обошлось, ведь, как-то. Живут теперь. И жертв, и героев, всех почитают. Всякий русский в Париж мечтает. Уважаемая Светлана Маковецкая, впрочем, недавно вернулась. Из Франции, в смысле (если е ошибаюсь).

Но туда же, в Фасбуке позавчера пишет с большой осторожностью: «Архангельский о необходимости, об обязанности формирования не просто образа будущего «после войны» - а планов, подходов, карт. Чтобы быть в состоянии предложить альтернативу. Само не сделается.

Да, согласна. Это самое тяжёлое-думать СВОИ мысли. Особенно когда сила ненависти буквально сьедает нас. Проектировать своё специализированное. И встраивать его в новый контекст, который также пока не представлен. Поставить в помощь иные ограничения, «вне колеи». Помните 60-е: «Отказываемся доверять любому человеку старше 30»?

Вы что-то поняли? Я – не очень, не по моему уму. Или просто для «своих», чтобы жандармам не спалиться.

Впрочем, неважно. Мне, хотя и нравится слово «революция», но раз уж все стесняются. Давайте вспомним, что Первая называлась «русской революцией». Это Вторая была не «русской», а «пролетарской» и «социалистической». Третья революция, кстати, вообще прилагательного не имеет, её вообще в «путч» перекрестили. А про Четвёртую, которая будет, иначе как «крах» или «всё посыплется» не говорят.

Так вот, про «русское». Сегодня всё в том же Фасбуке замечательный русский писатель с чудесным именем Роман Арбитман забавно так написал: «Слова «Русь» и «рысь» отличаются всего на одну букву, но как странно, завораживающе, почти мистически, звучат при замене этих букв привычные выражения. С одной стороны: «Русь выходит на тропу», «Русь идет по следу».

С другой стороны: «Рысь изначальная», «Рысь уходящая», «Рысь державная», «Рысь! Куда ж несешься ты?». Или вот эти, наиболее ходовые сегодня: «Рысь поднимается с колен» и «Рысь -- для рысских»...

Ой! Кажется, весь предыдущий абзац получился какой-то рысефобский. Забудьте. Не обращайте внимания».

В общем, я хотел всего лишь напомнить, что сегодня годовщина Кровавого воскресенья, и поздравить всех читателей с наступившим, 2016 годом. Всех вам благ и безболезненного исполнения всех ваших желаний. Круглая, ведь, дата. Счастливое число. 111.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история

История