Встань и беги

Текст: Зоя Журкина

Людмила Михайловна Горбунова сорок восемь лет работает тренером по лыжным гонкам. Ей уже самой за шестьдесят, но эта стойкая, сильная женщина каждый день выходит на лыжню, личным примером показывая воспитанникам, как можно любить спорт.

Десять утра. Холодно, дует промозглый ветер, моросит дождь. Она стоит у края дороги и как будто не замечает непогоды. Ее глаза лишь сощурились от ветра, чтобы лучше видеть, как дети гуськом выбегают из леса, хлюпая кроссовками по грязи. Уставшие, взмыленные — ребята только что пробежали шесть километров, а впереди не менее тяжелая тренировка на спортивных снарядах.

СОЛОМИНКА
Мы не спеша возвращаемся на лыжную базу. Маленькая, крепко сбитая женщина с короткими, по-мальчишески остриженными волосами идет возле меня легкой, чуть подпрыгивающей походкой. Руки по-мужски прячет в карманах. И даже через штаны спортивного костюма можно разглядеть сильные, в мышцах, натренированные ноги. О своей жизни говорит скупо, сжато. Всем своим обликом Людмила Горбунова напоминает мне сдавленную пружину, готовую выстрелить в любой момент.

— У меня было одиннадцать братьев и сестер. Они родились до войны, я во время этой мировой бойни, — рассказывает моя попутчица. — После войны нас осталось шестеро, остальные умерли. Чтобы выжить, наша семья пахала «по-черному» — в колхозе, на полях, ухаживала за скотиной. Слово «хочу» мы, дети, не знали, было только слово «надо». Многие не выдерживали. В итоге осталось только четверо. Так что из своего детства я вынесла только «воловье» трудолюбие, — с горькой иронией добавляет она.

Еще у себя на родине в Кировской области Людмила начала серьезно заниматься лыжными гонками, не раз побеждала. Спорт и вытащил ее из колхозной кабалы. В начале 60-х подающую большие надежды гонщицу пригласили выступать за сборную Пермской области. Она согласилась и переехала жить в Березники. В 16 лет уже завоевывала городу призовые места. Но город не спешил отвечать ей взаимностью.

На учебные сборы областной команды, длившиеся пять месяцев в году, собирались лучшие спортсмены. Но на звездочку березниковского спорта не нашлось в городе ни одного тренера. Для поддержки своей формы Людмиле Горбуновой приходилось самой составлять для себя тренировочный график, определять нагрузки. Двадцать два (!) километра на лыжероллерах или лыжах в день — таков был маршрут спортсменкиодиночки от площади Первостроителей до второго калийного и обратно, который она проделывала настойчиво каждый день.

В 20 лет Людмила Горбунова выполнила норматив кандидата в мастера спорта, попав в пятерку лучших гонщиц СССР. А в 21 год стала тренером. Вскоре у нее родилась дочь.

— Дочке было около годика, когда я опять начала тренироваться, — говорит Людмила Михайловна. — Снова зашла в сборную. Одновременно вела тренировочные группы. Но совмещать преподавание и гонки стало очень тяжело. Пришлось делать выбор. Так я стала тренером.

Все тяготы жизни — расставание с мужем, житье с ребенком в комнате в двухкомнатной квартире, постоянное безденежье и отсутствие в городе нормальной тренировочной базы и условий для занятий Людмила Горбунова выносила со свойственной ей стойкостью и терпением. Лишь однажды, в самый трудный период жизни, пружина не выдержала и выстрелила. Это случилось в 90-е, когда на «Бератоне», где она работала, не выдавали тренерам зарплату семь месяцев. Людмила добилась личного приема у одного из руководителей города.

— Поговорила я с ним сдержанно, что денег нет на проезд, что у нас семьи, которые кормить надо. Он головы, конечно, от стола не поднимал, но выслушал внимательно, — вспоминает Людмила Михайловна, стараясь справиться с нахлынувшей злостью и придать голосу спокойный тон. — Сказал мне, что зарплата будет в течение трех дней. И свое слово сдержал. Нам выплатили деньги за все семь месяцев.

В то тяжелое для тренеров-лыжников время многие не выдерживали, увольнялись, ломались. Людмила Горбунова хваталась за спорт, как за единственную соломинку.

— Потому что знала, что он всегда меня вытянет, как бы плохо ни было, — отвечает она. — Что не сломаюсь, смогу заработать на жизнь. Если учесть, что, приехав в этот город, я имела в гардеробе только одно ситцевое платье, конечно, я считаю, что своим горбом заработала многое. Не имея самолюбия, не обладая трудолюбием и упрямством, я бы ничего не достигла в этой жизни. А уж тем более не стала бы тренером.

ЗЕРНО ВЕРЫ
Сегодня Людмила Горбунова работает в группе начальной подготовки отделения лыжных гонок ДЮСШ «Олимп» и готовит ребят в возрасте от семи лет для передачи старшим тренерам. Но за долгую преподавательскую карьеру Людмила Горбунова работала и с подростками, и с взрослыми, и с детьми. Да вот только к детям ее больше влекло. И потому что они для обучения «более пластичные и послушные». И потому что видит она в каждом своем «несмышленыше» будущую надежду лыжных гонок и старается зерно веры, однажды в ребенке ею посеянное, всеми силами растить и ревностно оберегать.

— Ребята разные, и к каждому у меня свой подход, — посвящает меня в свои секреты тренер. — Одни неуверенные, мнительные. Перед стартами и на тренировках долго с ними разговариваю, объясняю доходчиво, что лыжи работают хорошо и не нужно бояться никого и ничего, так как страх все губит. Другие уверены в себе, да только суетливые очень. Замешкаются на старте, упадут или палку сломают и теряют драгоценные секунды. С такими ребятами больше над координацией работаю. А есть мальчишки, которые несколько раз подряд выиграли и успокаиваются, выступают хуже. Сбиваю с них спесь тем, что подробно перечисляю причины каждого их проигрыша — в раскладе скорости и проигранных секунд своим соперникам. Обижаются сначала (смеется), а потом — глядишь — и на тренировки ходят регулярно, и результат улучшают. Непослушным даю более сложные задания. Голос никогда не повышаю. Зачем? Дала еще три километра, они и успокоились.

— А если проигрывают (Людмила Михайловна тяжело вздохнула), то виду не подаю, как бы расстроена ни была. В эти минуты вообще о себе не думаю, стараюсь поддержать ребенка, ведь ему намного тяжелее, чем мне.

...Мы дошли до лыжной базы. Ребята уже закончили тренировку. Людмила Михайловна терпеливо ждет, пока они оденутся, чтобы потом проводить их до автобуса.

— Эти дети для меня опора в жизни. Ради них даже в своем преклонном возрасте я встаю на лыжи каждый день, — замечает Людмила Михайловна.

И это правда. Как только снег покроет дороги в лесу, она вновь встанет на лыжи и поедет с ребятами на тренировку. По сложившейся за много лет традиции — в обратном направлении по трассе, чтобы каждого ребенка видеть. И не только движимая обязательством тренера контролировать. Но и лично убедиться в безопасном пути следования каждого.

— Прежде чем пустить ребенка на сложный спуск, я должна быть уверена в том, что он на нем устоит, — объясняет Людмила Михайловна. Но мне кажется, даже если трассы были бы шире и на них можно было разъехаться любителям и гонщикам или если бы построили для спортсменов отдельные трассы, а спуски и деревья обвесили поролоновыми матами, Людмила Михайловна все равно бы продолжала ходить с детьми вместе. Сердце бы не позволило оставить одних.

ВТОРАЯ МАМА
Сегодня в Березниках развивается 49 видов спорта, и в лыжные гонки дети идут с меньшей охотой. В некоторых школах в начальных классах дети на лыжах не катаются, а любовь к лыжам прививается, как известно, с детства. Вот и обходит Людмила Михайловна школы, выступает на родительских собраниях, приглашает всех желающих. За перспективными ходит по полгода. Упрашивает, убеждает, доказывает важность и пользу лыжного спорта в жизни, пряча глубоко в душе уязвленную гордость.

.В комнате домика тренировочной базы пахнет деревом, лыжной смазкой, запах елей проникает и сюда. Шкаф с бумагами и кубком «Лучшему тренеру». На стенах плакаты соревнований и лучших гонщиков страны — для примера молодому поколению. На столе полукругом разноцветные детские кружки, ждущие по сложившейся здесь семейной традиции часа Именин виновников торжества.

Людмила Михайловна рассказывает о своих ребятах, которых называет ласково: «мои маленькие мальчишечки», «деточки». Потому что любит и заботится о них, как мама. Даже сейчас, во время нашего разговора, в ее руках мелькает то маленькая бумажка с расписанием кабинетов для медосмотра детей на допуск к соревнованиям («с ними всегда хожу, потому мои оболтусы всю больницу разнесут»). То случайно забытый одним из ее мальчишек комочек жвачки под столешницей, который она не замечает, как разминает и наматывает на палец («не забыть по шее дать сорванцу»).

Вместе с родителями она ездит выбирать для детей спортинвентарь, проверяет школьные дневники, требует «двойки» исправлять и контролирует присутствие на тренировках. Ведь дети к ней приходят из разных семей и с разной судьбой. Среди них есть и потерявшие однажды маму или папу, и трудные подростки, и малоимущие. Забытые занятыми родителями, неухоженные, полуголодные.

— Мне таких детей особенно жалко, — говорит Людмила Михайловна. — Проездной им куплю или «пятнашку» дам на проезд, денег не жалею, сама в такой шкуре была. Чай, сахар, перекус — всегда на базе есть. Лишь бы ощущали они себя здесь нужными, любимыми.

ТРЕНЕР «С ДЕФИСОМ»
Отсутствие в должном количестве спортивного и тренировочного инвентаря — еще одна боль. Экипировка лыжника — костюм, перчатки, две пары лыж — коньковые и классические, очки, ботинки. В целом выходит приличная сумма, если учесть, что качественные лыжи, к примеру, стоят от 7 до 15 тысяч. Их приобретают на средства «Олимпа» только для лучших учеников. Остальным детям покупают их родители. Но не все могут себе это позволить.

— Хорошие лыжи — это и скорость высокая. На отборе в сборную края разрыв результатов идет в доли секунды. «Дубы» дополнительной секунды не дадут. Проиграть на финише для ребенка настоящее потрясение, — говорит Людмила Михайловна. Вот и дает она детям на соревнования свои коньковые «Fisher», на которые копила со скромной тренерской зарплаты несколько месяцев. И дети, счастливые, катаются и возвращают ей лыжи без единой царапинки.

— Мне не жалко. Больно, когда ребенок уходит из спорта. На сердечной мышце отметина от каждого остается, — признается с горечью в голосе тренер.

Сама Людмила Михайловна давно работает специалистом «с дефисом», тренером и ремонтником по совместительству. Чинит весь спортинвентарь, выкраивая время из плотного учебного графика. Она показывает мне самодельный верстак, на котором каждый раз до зеркального блеска начищает детские лыжи. Работает с вредным для легких фтористым парафином, поэтому всегда в маске. Если у нее в воскресенье соревнования, то в субботу она весь день готовит инвентарь для более чем 30 человек.

— С тренировочным инвентарем мне помогают родители, делают турники своими руками, — говорит с благодарностью в голосе Людмила Михайловна. — Руководство обещает на следующий год выделять автобус для выездов на соревнования. Ремонт в помещениях сделать. Надеюсь, так оно и будет.

ЛУЧШАЯ НАГРАДА
Воспитанники Людмилы Горбуновой долгое время входили в сборные страны, возглавляли спортивные школы в различных городах, одна из ее учениц — Вера Малых — работает тренером по биатлону на Дальнем Востоке.

Юные гонщики Юлия и Анна Тупоноговы, Максим Коняев — неоднократные победители различных соревнований. Сегодня они находятся на сборах в Армении. Еще пять мальчишек выполнили первый взрослый разряд.

В марте ее воспитанники примут участие во всероссийских гонках на призы Мориловых в Закамске и на приз Олимпийского чемпиона Михаила Девятьярова в Чусовом.

Пока у ребят тренировки. Завтра им предстоит пробежать от 8 до 14 километров. Но не в одиночестве. А под заботливым взглядом своего тренера.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы