И о погоде…

Текст: Олег Русских

Весна идёт, весне дорогу… И весна взяла дорогу. И новую, федерального значения, и пожилой межквартальный проезд, и центральный проспект, и двухполоску на районе. Взяла вместе с прошлогодним ремонтом, свежим/старым асфальтовым покрытием, а кое-где – и с подушкой. Полилась песнь ответственных лиц о состоянии дорог и, конечно, о том, что виноват в этом кто угодно, но только не чиновники. Главным винов­ником объявлена погода. Разберёмся, так ли это.

Предсказать реакцию ответственных за состояние дорог лиц было не сложно. Практика прежних лет подсказывала примерную речь чиновника: «Уникальный пермский климат, главная задача которого разрушать пермские дороги, в этом году проявил себя ещё более кошмарно, чем в предыдущие. Таких перепадов температур вокруг нуля не знали старики со времён ледникового периода! Вода, попадающая в трещины, невероятным образом приобрела страшную разрушительную силу. Трещину просто разрывало! Видимо, наночастицы. В общем, нам опять надо «тыщумиллионов» рублей на закупку новых технологий для борьбы с новым климатическим врагом».

ВНОВЬ ОТКРЫВШИЕСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Подобные истории с разной степени сомнениями слышали граждане и в предыдущие годы. Но этой зимой случились кардинальные отличия. Во-первых, стабильно холодная погода. Нет, речь не о морозах, а о том, что оттепели начались только в марте. Три месяца до того переходов через ноль было мало, и, по идее, ураганного разрушения дорожного полотна быть не должно. Второе отличие – активное применение химических реагентов, вместо обычной для Перми песчано-соляной смеси.

Точнее всего выразил точку зрения всех органов власти Михаил Якимов, научный руководитель пермского Центра дорожной информации. В интервью сайту business-class.su он сформулировал три основные, на его взгляд, причины плохого состояния дорог в Перми этой весной.

  1. Большое количество периодов, когда температура атмосферного воздуха «переходит через ноль». При этом вода, замерзая, расширяется и вытесняет асфальт.
  2. Так называемые пучинистые грунты, которые, например, не позволяют делать монолитно-бетонное основание дороги, так как из-за подвижности грунта плита всё равно будет ломаться.
  3. Использование водителями ошипованных шин. Поскольку в городе повсеместно применяются различные, в том числе и абразивные, реагенты, складывается ситуация, при которой машины ездят по чистому асфальту на «шипах», что, в свою очередь, приводит к износу дорожного покрытия.

БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ
Заметьте, ни слова не сказано о технологиях и качестве работы подрядчиков. Вместе с тем именно эти факторы представляются более важными. Ведь технологии работы в наших погодных условиях и с нашими грунтами сущест­вуют. Об этом было большое интервью в эфире «Эха Перми» с заместителем заведующего кафед­рой строительства автомобильных дорог ПГНИТУ Людмилой Шепетевой. Вот выдержки из него.

– Насколько в Пермском крае погодные условия зимой влияют на состояние дорог? Это основной фактор разрушения или побочный?
– Погодные условия действительно оказывают большое влияние. Но есть множество других причин – технических, технологических, организационных – которые приводят к тому, что мы имеем каждую весну.

– Если погодные условия – влажность, состояние грунтов – постоянно и регулярно влияют на состояние дорог, неужели технологии не позволяют эту историю предусмотреть?
– Безусловно, позволяют. Конструктивные решения по конструкции дорожной одежды, земляного полотна – это всё, в общем-то, известно. Это различные дренажные системы, это водоотвод с дорог, водоотводные системы, это правильное содержание уже построенных дорог. Как на этапах проектирования, строительства, так и в процессе содержания эти вопросы могут решаться.

– Людмила Станиславовна, наши пучинистые грунты к каким относятся? К слабо-, к среднепучинистым?
– Вы знаете, у нас разные разновидности есть. Но очень часто, в большинстве своём – они пучинис­тые, сильно пучинистые и чрезмерно пучинистые.

– Ещё вопрос. Тема влияния шипованных шин на дорожное покрытие…
– Единственное, что я могу сказать, не так много исследований по этой теме. Во всяком случае, у нас в Пермском крае. Это ведь надо проверять на износ материалы, которые широко используются для строительства асфальтобетонных покрытий. Как правило, за рубежом есть необходимое оборудование. У нас, к сожалению, оно не входит в необходимый перечень нормативных исследований. То есть мы не проверяем асфальтобетон на износ.

– Правильно я понимаю, что ремонт дорог в нашем городе, который проводится просто укладыванием сверху нового асфальта без замены подушки, означает неправильное решение, которое приведёт к быстрому «умиранию» дороги?
– Да, это так. Я в этом совершенно твёрдо убеждена. Полное несоответствие конструкции дорожной одежды интенсивности и составу движения, оно приводит к очень быстрому появлению деформаций – это колеи, это трещины и всё остальное.

– А вы готовы предлагать городу, краю комплексные решения на уровне современных стандартов?
– Мы-то готовы. У нас есть предложения, и мы их неоднократно излагали. И вроде бы об этом все говорят, и вроде бы все считают, что это дело нужное, но как-то оно не движется с места.

– Правильно понимаю, что надо немножко менять нормативную базу?
– Да, и требования к дорогам, и нормативную базу. И самое главное, как мне кажется, всё должно решаться комплексно. Совершенно мало уделяется внимания водоотводу дорог, содержанию, подготовке дорог к весне. Например, есть правила, и они известны, когда перед наступлением весны, в начале марта, снег должен счищаться не только с покрытия, но и с обочин, с откосов, должны прочищаться канавы, чтобы вода очень быстро уходила с дороги и дорога просыхала. И тогда не будет жутких, просто лавинных разрушений в этот период. Ну, по крайней мере, они будут меньше намного. Земполотно должно очень быстро просыхать во время таяния снега. Система водоотвода должна содержаться в полном порядке. Там, где её нет, она должна возводиться, проектироваться и строиться.

ТРИДЦАТЬ – ЗНАЧИТ, ТРИДЦАТЬ
Людмила Шепетева говорит о вещах, которые понятны любому инженеру и даже не специалис­ту. Три стадии, которые должны исполняться. Комплексное проектирование с учётом всех факторов – и погодных, и грунтовых. Строительство, согласно проекту и техническому заданию. То есть без засыпания песка вместо песчано-гравийной смеси. И если написано: тридцать прокатов катком для утрамбовки, то именно тридцать раз и ездить. Ну и, конечно, нормальная эксплуатация.

И тогда не придётся ссылаться на погоду и почву как на форс-мажорный фактор. Потому что погода и грунты у нас, в общем, неизменны, а меняться придётся дорожным строителям и дорожным ремонтникам. А иначе – по-прежнему будут выглядеть глупо.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


дорожные работы