РЖД сокращает закупку плацкартных вагонов

Текст: Мария Киселева

В 2012 году РЖД сокращает закупку плацкартных вагонов. При этом уже сейчас парк монополиста состоит на 45% из купейных вагонов, которые перевозят лишь 30% пассажиров. Когда плацкартные вагоны начнут выбывать по старости, начнет резко сокращаться количество более дешевых билетов, говорят представители перевозчика.

ПЛАЦКАРТНЫЙ УЛЬТИМАТУМ
«На ближайшую перспективу в связи с большим спросом социальной категории граждан на перевозки в плацкартных вагонах приоритет будет отдан обновлению парка вагонов данного типа», — говорится в материалах пресс-службы РЖД. Однако обновление парка не означает его увеличения.

В разговоре с «Маркером» генеральный директор пассажирской «дочки» РЖД — ОАО «Федеральная пассажирская компания» — Михаил Акулов указал, что в этом году его организация приобретет плацкартных вагонов меньше, чем купейных и СВ. По словам Акулова, ранее ФПК закупала плацкартные вагоны за счет прибыли от купейных. Теперь же ФПК намерена закупать ровно столько плацкартных вагонов, сколько денег поступает от их коммерческой эксплуатации, продолжил собеседник. «Эта сумма будет намного меньше, чем сейчас, если не получим субсидии», — отметил Акулов.

СУБСИДИЙ НЕ ХВАТАЕТ
«Если ситуация с полнотой возмещения нам субсидий на возмещение выпадающих доходов не изменится, мы будем вынуждены сокращать транспортную работу плацкартных вагонов, ввиду уменьшения количества плацкартных вагонов в нашем парке», — предупредил Акулов. С физическим сокращением числа вагонов, разумеется, снизится и число билетов на «плацкарт», пояснил он. При этом, по данным пресс-службы РЖД, на регулируемый сегмент приходится 70% пассажирооборота, на купейные и СВ — 30%.

В 2011 году общие доходы РЖД от пассажирских перевозок составили 150,8 млрд рублей. При этом чистая прибыль от перевозки пассажиров в СВ и купе составили 3,7 млрд рублей, а убыток от перевозок в плацкартных и общих вагонах — более 29 млрд рублей. Убыток в компании объясняли тем, что субсидия, которая выделяется государством и компенсирует выпадающие доходы от перевозки в плацкартных и общих вагонах, не покрывает всех расходов компании. В 2012 году РЖД ожидает дефицит субсидии в 6 млрд рублей.

В 2011 году правительство России выделило РЖД из бюджета субсидию в размере 75 млрд рублей: компенсация выделяется за регулирования тарифных планов и составляет в районе 100 млрд рублей.

СУБСИДИРОВАТЬ МОЖНО ИНАЧЕ
Нынешняя система субсидирования неэффективна, считает председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. В общество, по словам председателя, приходит множество жалоб на недоступность поездов дальнего следования для инвалидов. «РЖД должна тратить деньги, в частности, на разработку программ доступности для людей в ограниченными возможностями», — говорит Аншиков.

По его мнению, субсидии в нынешнем виде должны быть заменены на льготы для неимущих граждан, студентов и пенсионеров, подобно льготам в системе ЖКХ. «Государство сможет сэкономить, так как льготы можно не распространять на иностранных граждан», — уточняет эксперт. Уравнивание разных типов вагонов позволит льготникам покупать дешевые билеты даже за небольшое время до отхода поезда, также стоимость купе несколько уменьшится. Однако при этом, признает Аншаков, неизбежно вырастет стоимость плацкарта, так как такие перевозки больше не будут субсидироваться.


Источник: Маркер
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс