По следам старого фотографа

Текст: Евгения Кокшарова

Основная Мастерская березниковского клуба любителей фотографии «ФотоЛаб» больше похожа на огромную машину времени, нежели на учебный кабинет.

ИЗЮМИНКА «ФОТОЛАБА»
По соседству с современным фотооборудованием: штативами, софитами и специальными лампами — расположилась целая коллекция фотоаппаратов, таких, например, которые мы могли видеть только в детстве или даже в черно-белом кино. Большая часть коллекции принадлежит историку и фотолюбителю Сергею Ивановичу Кульбикову. Пять лет назад он сам собирал её для того, чтобы устроить городскую выставку, которая прошла в музее «Алконост». В мечтах у Сергея Ива- новича открыть в нашем городе музей фото- и кинотехники.

Сейчас же в экспозиции, представленной в клубе «ФотоЛаб», числится более 40 плёночных фотоаппаратов.

НАЗАД, В ПРОШЛОЕ
Самый ценный и видный экспонат коллекции, пожалуй, «Фотокор» – советский фотоаппарат с растяжными мехами, корпус которого больше напоминает коробку, обтянутую чёрной кожей. «Фотокор» снимал даже не на плёнку, а на пластинки.

– Наш аппарат интересен тем, что принадлежал известному в те годы березниковскому фотографу Петрову, – рассказывает о советском прошлом экспоната Сергей Кульбиков. – Петров подарил его автору герба нашего города Владимиру Шеке, а тот, в свою очередь, передал «Фотокор» нам.

Целую полку на стеллаже занимает серия фотоаппаратов «ФЭД». В тридцатых годах прошлого столетия они начали выпускаться Детской трудовой коммуной НКВД УССР им. Дзержинского (исправительной колонией для несовершеннолетних). Отсюда и название: аббревиатура ФЭД расшифровывается как Феликс Эдмундович Дзержинский. Тогда несовершеннолетние узники изготавливали только корпуса к «ФЭДам», объективы же выпускала немецкая фирма «Leica». После войны производство фотоаппаратов продолжили на специализированном заводе в Харькове, однако название так и осталось неизменным.

Потрепанный «Старт» 50-х годов вошёл в историю как один из первых зеркальных фотоаппаратов. Глядя на него, Сергей Иванович вспоминает распространённую в Стране Советов фразу: «Хочешь разбогатеть – покупай лотерейные билеты, хочешь разориться – купи фотоаппарат». Качественный «Старт» стоил почти 120 рублей, а это больше средней зарплаты советского рабочего. На смену «Старту» пришёл более доступный для пролетариата фотоаппарат марки «Зенит». Кстати, «Зенит» — первая модель с самонаводящимся объективом TTL.

Вслед за ним почти в каждую советскую семью пришли прибалтийская «Вилия», ленинградский «ЛОМО-компакт», минская «Чайка», названная так в честь Валентины Терешковой («Чайка» — её позывной). И, конечно, фотоаппарат «Смена» — простой и «умный», предназначенный для тех, кто только учился делать свои первые кадры. В 60-70-е годы фототехника стала доступнее, проще и «умнее», и мало чем отличалась от импортных «мыльниц», которые служили неотъемлемым атрибутом «лихих девяностых», а кое-где даже превосходила их. Например, «Киев-30» (его размеры 4,5х8 см) снимал не так качественно, зато легко помещался в кармане. Сергей Иванович вспоминает, что «малыш» пользовался большой популярностью у туристов.

А вот самый крупный экземпляр коллекции — студийный фотоаппарат «ФТ-2», прочно закреплённый на деревянной консоли, — вызвал во мне жуткие воспоминания.

«Только не бойся — это дядя-фотограф», — примерно с такими словами мама с папой долго усаживали меня к себе на колени, поправляли синий бант и оборки на нарядном платье… Тогда, 20 лет назад, поход в фотоателье был для 3-летней девочки настоящим испытанием, ведь громадная конструкция с человеком под чёрным покрывалом внутри казалась чудовищем из сказки.

КОЛДОВСТВО — И НИКАКОГО ОБМАНА!
Сегодня заниматься фотографией гораздо проще и дешевле. С приходом цифровых фотоаппаратов не нужно тратиться на химические реактивы, из которых изготавливались проявитель и закрепители, и фотоплёнку, покупка которой влетала «в копеечку». Неудавшийся кадр можно «подрезать», сделать ярче или темнее, в общем, исправить любой промах. Однако участники клуба «ФотоЛаб», как истинные мастера, «застывших мгновений», не забывают о старой доброй плёнке.

— В детстве я наблюдал, как мой папа проявлял фотографии под красным фонарём, – вспоминает фотолюбитель Максим Миронов. — Этот процесс, когда на бумаге выходили контуры, казался мне колдовством. Теперь Максим и сам заделался «волшебником». Не так давно он приобрёл через Интернет зеркальный плёночный фотоаппарат, и теперь всегда носит с собой две фотокамеры. Самые яркие картины он снимает сначала на «цифру», а затем на «плёнку».

— Работа с плёночным фото аппаратом заставляет думать, правильно выстраивать композицию кадра, – считает Максим Миронов. – Да и снимки получаются более чёткими и «воздушными».

Этого же мнения придерживается и руководитель клуба «ФотоЛаб» Марина Липкина. После «эксперимента» Максима девушка совместно с другими фотолюбителями приняла решение организовать в клубе мастер-класс по проявке фотоплёнки. Поэтому некоторые приспособления для этого магического ритуала рано «сдавать в музей» – они, как и много лет назад, ещё помогут нашим фотографам в их интересном ремесле!


Источник: “Неделя.RU”
Фото: Polega
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс