Оптимизировать во что бы то ни стало

Текст: Михаил Данилович

Агентство по управлению государственными учреждениями «превзошло» само себя. Если раньше и соединяли учреждения разных видов, то эти виды были более или менее близки друг к другу. С октября в крае должен появиться новый гибрид: краевой эколого-биологический центр (станция юннатов) войдёт в состав пермского агропромышленного техникума, туда же попадут два лицея из области. Аргументы за преобразование у чиновников знакомые: так будет лучше детям. Дети, как обычно, не в курсе.

«Провести в классе занятие на экологическую тему», – начальник отдела краевой заочной школы естественно-математических наук при центре Елена Устюгова читает одно из заданий учащимся. Педагог перебирает стопку бумаг в своём кабинете – находит и другие задания, например, тесты.

Они – для детей из региона. Заочно здесь учатся полторы тысячи человек из сорока одной территории. Дистанционно дети не только учатся – участвуют в конкурсах. Здесь занимаются и жители краевой столицы. По данным учредителя – агентства по управлению госучреждениями, в само здание центра приходят полторы сотни юных экологов. Ещё четыреста пятьдесят исследуют природу в школах, где работают педагоги краевого учреждения.

На полу – коробки с исследовательскими работами. «Наши учащиеся становились победителями и призёрами краевых и российских конкурсов», – добавляет Елена Устюгова.

Чего говорить – центр, бывшая станция юных натуралистов, появился в 1941 году, до войны. Тогда выжил. Выживет ли сейчас, неизвестно.

«У ПЯТИКЛАССНИКА МОЗГИ ОСОБО НЕ РАБОТАЮТ»
Изменения, которые ждут это учреждение, называются реорганизацией. Кстати, кроме краевого центра к техникуму присоединят два учреждения начального профессионального образования: профессиональный лицей №67 в посёлке Ильинском и профессиональный лицей №75 в селе Бершеть Пермского района. Лицеи будут филиалами техникума.

Для чего нужно слияние? Прежде всего, зачем дополнительное образование совмещать с профессиональным?

С этими вопросами прихожу в кабинет Софьи Сырвачёвой, начальника отдела реструктуризации государственных учреждений агентства. Она начинает: «Нам показалось очень интересным сделать интеграцию. То есть чтобы в одном учреждении было несколько ступеней образования. Объясню, почему. Когда ребёнок, ну, пятиклассник… Собственно, у него ещё мозги особо не работают, особенно в части получения профессии. И вот его привели в учреждение дополнительного образования. Ребёнок понимает, что ему это интересно». После, уверена Сырвачёва, дитю будет легко продолжить обучение в самом техникуме.

Ответ этот странный. Во-первых, цель агентства по его уставу – «обеспечение выполнения государственного задания государственными учреждениями». Не придумать это задание, не менять учебный процесс, не совершенствовать образовательную программу. Откуда такое рвение за непрерывность эколого-биологического образования?

Во-вторых, понятно, что в учреждении СПО, чем хвалится Сырвачёва, работают преподаватели, которые лучше разбираются в науке. Но нужно ли это для дополнительного образования? Да и в конце концов, как можно мерить по одной шкале разные виды образования?

«ЗАГРУЗКА ЦЕНТРА – ВСЕГО ПЯТЬДЕСЯТ ПРОЦЕНТОВ»
Важно другое – справляется ли учреждение со своими обязаннос­тями или нет. Спустя некоторое время Сырвачёва приводит другой аргумент за реорганизацию: «Загрузка центра – всего пятьдесят процентов». Доказать это чиновник не может – отправляет в финансовый отдел.

Разговор идёт дальше. Появляется третий аргумент: «На взгляд учредителя, услуга должна оказываться непосредственно в образовательном учреждении, а не быть раскиданной по всем школам».

При этом Софья Сырвачёва добавляет, что не знает, перестанут ли ребята заниматься в стенах школ, чтобы ездить в агропромышленный техникум. Должен пройти специальный мониторинг. Которого до сих пор, заметим, не было. Есть ли смысл что-то менять?
При этом Сырвачёва признаёт: госзадание центр выполняет.

ПЕРВЫЙ БЛИН – КОМОМ?
Примечательно, что два с половиной года назад, в 2009-м, краевой центр хотели сделать муниципальным – отдать его пермскому департаменту образования.

– Почему? – спрашиваю у Софьи Сырвачёвой.
– Исходя из того, что полномочия по предоставлению дополнительного образования являются полномочиями муниципалитета. Но был возврат (центр снова стал краевым. – ред.), поскольку эколого-биологический центр проводил конкурсы, олимпиады на краевом уровне (и если бы остался городским, не смог бы это делать. – ред.).

– Но эти мероприятия проводились и до передачи на муниципальный уровень.
– Проводились, да.

– А зачем тогда передали на муниципальный уровень?
– Ну… Не знаю. Тогда, в январе 2009 года (заметьте – посреди учебного года), муниципальными стали и другие учреждения: «Муравейник», краевой центр «Восхождение», детско-юношеская спортивная школа по дзюдо и самбо, спортивная школа бокса «Спартак». В мае 2009-го ленинский районный суд обязал чиновников вернуть учреждения обратно на краевой уровень. «Став муниципальными, эти учреждения утратили право предоставления услуг по дополнительному образованию населению, проживающему за пределами (Перми. – ред.)».

– Почему вы не сказали мне о том, что центр снова стал краевым только по решению суда? – спрашиваю Софью Сырвачёву.
– Так если вы знаете об этом. «Деятельность учреждения как-то пошла на убыль. Понимаете, у них то ли пропал интерес, то ли ещё что-то», – приводит ещё один аргумент за преобразование Софья Сырвачёва. Впрочем, на убыль деятельность не могла не пойти, потому что центр был краевым, а на время стал муниципальным.

– Как родители учащихся отреа­гировали на реорганизацию?
– Они тоже (как и педагоги. – ред.) приняли информацию к сведению.

– Им это понравилось или нет?
– Вы знаете, задача такая не стояла… Они могут понять это после того, как процессы пройдут. Сейчас ведь нельзя сравнивать, ещё учебный процесс не начался.

ЛИСУ УЖЕ УВЕЗЛИ
«Вот сербская сосна, это пихта японская маленькая растёт, – Елена Устюгова проводит меня по территории вокруг здания бывшей станции юннатов. – Здесь вот золотистая сосна и кедровая сосна».

«Вы зайдите туда, посмотрите. Там – как в тайге, там вообще всё заросло, – уверена Софья Сырвачёва. – Там никто ничего не чистит, ничего не убирает. Да, есть там деревья. Так они останутся, они никуда не денутся».

«Там у нас был живой уголок, – показывает на одну из комнат в помещении Елена Устюгова. – Лисичка, хорёк, морские свинки, крыски, хомячки, рыбки. Нам сказали, что в техникуме животных разместить негде. Мы их передали в Чайковскую станцию юных натуралистов».

«Там были такие животные… – выдвигает свою точку зрения Софья Сырвачёва из агентства. – Хомячок, по-моему, там был, кролик был, лиса, которая облезла уже».

ОБРАТНОГО ПУТИ НЕ БУДЕТ
Таким образом, краевой центр уже попрощался с животными, большинством растений (те, что можно, – перевозят). Потерял и статус: теперь конкурсы будет проводить не краевой эколого-биологический центр, а агропромышленный техникум. Звучит?

Непонятно, что будет с помещением. Да и как в одном здании могут заниматься студенты и пятиклассники?

Из нынешнего здания центра в техникум потихоньку вывозят мебель, технику. Елена Устюгова показывает нам пустые стеллажи книгохранилища, где была специальная литература.
Если родители сравнят и поймут, что раньше было лучше, обратного пути уже не будет.

КРОМЕ ТОГО
«Березники вечерние» сообщили, что агентство по управлению государственными учреждениями реорганизуют и профессиональное училище №28 северного города. С 1 сентября 2011 года из ПУ-28 в лицей №42 переводят всех обучающихся на обувщика, швею, художника. В Березниковский строительный техникум перейдут учиться маляры, столяры, каменщики, монтажники.

Эта реорганизация коснулась единственного в крае коррекционного училища и затронула интересы детей с нарушением интеллекта.

Напомним, в феврале прошлого года в интервью «Пермских новостей» заместитель руководителя агентства Вера Чащухина заявила, что чиновники сделали вывод: «Коррекционные школы надо изучать более детально (при реорганизации. – ред.)».

При этом начальник отдела реструктуризации государственных учреждений агентства Софья Сырвачёва отказалась комментировать ситуацию с березниковским училищем, заявив, что «у нас нет коррекционных учреждений березниковских».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс