Вакуум революции

Неделя выдалась достаточно любопытный и даже, можно сказать, занятной. Впрочем, так всегда бывает в периоды революционных обострений в общественных системах. Слово «революционные» здесь использовано не в примитивно-кинематографическом смысле, когда «ура, пиво в Зимний привезли, на штурм, робяты!», а исключительно в смысле обществоведческом. Когда ощущение необходимости перемен становятся массовой, идефиксом для очень большого количества людей, способных что-либо чувствовать и сознавать. И когда к большому количеству людей, разных возрастов, разных образований, разных профессий, разного, в конце концов, местожительства приходит осознание неизбежности этих самых перемен. «Неизбежности», опять же, не в смысле, что они (перемены) произойдут непременно, а в том смысле, что – либо перемены произойдут, либо всё, конец истории.

Доказательства именно такой оценки настоящей ситуации в России (впрочем, не будем ограничиваться, речь может идти и обо всём мире, Ближний Восток и Центральнаая Африка, Южная Америка и Южная Европа тоже подают наёмки в этом направлеии) рассыпаны буквально повсюду. Их можно заметить в застольных разговорах (не только на кухнях, но и в заведениях для быстрой релаксации), легко найти в блогосфере, да что там, даже в прессе, совершенно легальной и очень очень респектабельной постоянно звучит один и тот же, именно тот самый, лейтмотив. Да вот, пожалуйста, например, здесь.

К березниковской или пропагандитской (от Е.Р.) прессе это замечание, разумеется, не относится, да, собственно, трудно найти между ними (березниковской и пропагандистской) различие, да и не пресса то вовсе, уже давно.

Не вдаваясь в научные подробности и терминологию, замечу, что такое состояние общественной системы является достаточно обыкновенным, естественным, и вовсе не есть болезнь. Социальные организмы, подобно (извините неточное слово, но другого не подобрал) людям растут и развиваются, переходят из одного состояния в другое, и это всего лишь законы природы. Хотя и с поправкой на социальность… простите, человеческую составляющую данного процесса.

И можно, разумеется, вспоминать по этому поводу древнее китайское проклятие «Чтобы тебе пришлось жить в интересное время» (вариант: «Чтобы тебе пришлось жить в эпоху перемен), и, соответственно, сокрушаться, да так и помереть от жалости к себе. Но можно и принять неизбежное, к которому и относиться, как советовал Мюнхгаузен в исполнении Янковского, с присущим всем нам юмором. В конце концов, революция это только разрушение (так оно выглядит только в художественной литературе… нельзя, впрочем, сказать, что совсем уж несправедливо), но и обновление. Вероятно даже, прежде всего обновление. Без которого, сами понимаете, всё равно никуда.

Двадцать девятый раз повторю, что ни в коем случае в данном тексте под словом «революция» не подраздумевается целенаправленный захват кем-то какой-нибудь власти, свержение кого-нибудь кем-нибудь и всякие залпы «Авроры». В этом смысле – выскажу своё личное убеждение – революции в России не будет… Ну, не никогда, не будем зарекаться, а в обозримом будущем – определённо. Прежде всего, по самой простой причине – в современной Росси отсутствует сколько-нибудь серьёзная, сколько-нибудь организованная, сколько-нибудь подготовленная теоретически (без теории здесь никуда) политическая сила.

Более того, всё сколько-нибудь сознательное и умеющее или пытающееся самоорганизовываться, всё сколько-нибудь деятельное живо уклоняется от вступления в политическую жизнь, политическую борьбу при нынешнем её состоянии. То есть, политикой оно безусловно занимается, поскольку в современной ситуации любое (повторю, подчеркну и выделю шрифтом: ЛЮБОЕ) живое действие, не исходящее от власти… да, впрочем, и от власти тоже, оказывается политическим. То есть кого-то власти лишает, а кому-то власть даёт или просто оной добавляет (не в смысле неких атрибутов вроде депутатского мандата или губернаторского кресла, а в смысле возможности и способности управлять каким-либо сегментом нашей жизни, эффективно на него влиять). Но при этом, все живые действия очевидно происходят вне связи с формальной политической системой.

Вот, к примеру, популярный блогер и разоблачитель коррупции Алексей Навальный, интервью с которым сделало «Финам-Радио» (их тех же, кстати, пример: медиа-ресурсы группы «Финам» изначально были заточены на обслуживание аудитории, интересующейся финансовым или, там, фондовым рынком… а вовсе не коррупциями и движениями в блогосфере). Навальный так и сказал, мол, прекрасно сознаю, что то, чем я занимаюсь является деятельностью политической (а занимается он сейчас тем, что собирает с блогеров Рунета деньги на борьбу с коррупцией), но участвовать, скажем, в каких-либо выборах не имею желания. Ознакомиться с этим любопытным интервью можно, например, здесь.

По сути, современная политическая система в России оказалась или оказывается в полнейшем вакууме. Сколько-нибудь сознательное и способное не желает вести с ней какой-либо диалог, потому что устало (это, конечно, одно из объяснений, но подробнее копаться в причинах не имеет смысла), и лишь в меру своих небольших возможностей пытается эту политическую систему подтолкнуть к каким-либо действиям. Пнуть, так сказать, колесо застрявшей в канаве машины, чтобы оно повернулось на несколько сантиметров в нужном направлении. Потом ещё пнуть, потом ещё. Каждый развлекается, как может (тот же Навальный делает ставку на разоблачение коррупции и отмену коррупциогенных конкурсов, надеясь, в конце концов, сэкономить для нужд России заявленный президентом Дмитрием Медведевым триллион рублей).

И воевать с этой политической системой всё сколько-нибудь сознательное, хотя бы чуточку организованное, тоже не желает. Почему… Тоже не будем копать. Может быть, например, потому, что всё сознательное обычно испытывает неприязнь к насилию, без которого можно обойтись хотя бы в сей момент (а пока и в сей момент можно).

Причём, это вовсе не означает, что революционных потрясений не будет, никаких перемен никогда не произойдёт и т.п. В смысле «штурма Зимнего», конечно, не будет. Но те революции, когда предварительно Ленин составляет в Смольном план, а потом штурм Зимнего, они были изобретены только в XX веке. На самом деле, множество революций происходили и без «штаба в Смольном», и даже без организованной политической силы, способной взять на себя руководство свержением старого режима и построением нового (первый, пришедший на ум пример - Великая Французская буржуазная). Потому что они, революционные потрясения являются делом для социального организма естественным и неизбежным. Даже Древний Египет трясло ничуть не хуже современного, а уж там-то фараоны были ого-го-го, от богов род вели и их прямой поддержкой пользовались вовсю.

Проблемой здесь окажется лишь то, что нынешней политической системе просто не с кем будет вести переговоры. И соответственно, ни о чём ни с кем не договориться. Даже о почётной капитуляции. Увы. Хотя – почему ж «увы», как говорила героиня «Гусарской баллады». Не мы же с вами, эту систему создавали и вокруг неё вакуум пестовали…

И напоследок о событиях недели. Спасибо, что читаете «Иную газету».

Это был постфактум третий от начала 2011 года.


Автор – основатель и обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


тест на беременность

Постфактум