Управдома вызывали?

Незадолго до нового года в квартирах некоторых березниковцев стали появляться нежданные гости. Вовсе не те, что с подарками, – между этими посланцами как-то совсем затерялись работники жилконтор, доставлявшие жильцам прямо в руки договор управления многоквартирным домом.

– Это с домоуправления! – повеяло через дверь духом советских времен. «Нашли время для визитов – воскресенье, вечер», – раздражаюсь про себя.

Открываю. Тетенька соответствующей наружности, глядя поверх съехавших на нос очков, уставилась на меня: «Мы перезаключаем договора на обслуживания жилья».

И, не «подбросив» больше никаких фраз для размышления, вошла в квартиру и попросила табуретку и мои документы. Подобная напористость привела в некое замешательство, но чувство коммунальной зависимости вернуло к реальности. Подобно горной лани устремляюсь на кухню за табуреткой и в обратном направлении – за документами. Доверчиво протягиваю незнакомой тетеньке свидетельство о праве собственности на квартиру и паспорт. Та молча принимает все это добро и пытается, устроившись на табурете в коридоре, внести мои данные в какой-то договор. Сделать на коленках ей это не удается, и дама приглашается в комнату. Впрочем, и в комнате разговор как-то не завязывается. «Домоуправительница» сосредоточенно заполняет бумажки.

– Один экземпляр вам, другой – нам, – добавляет ясности дама. Просит расписаться и испаряется.

Как удалось узнать после, сие явление коммунальщиков народу означало кончину последнего оставшегося в городе муниципального предприятия такого рода – «ЖПЭТ-1» и образование на его базе трех частных. А именно, ООО «ЖПЭТ-1 Юбилейная», ООО «ЖПЭТ-1 Абрамово» и ООО «ЖПЭТ-1 Семино», пополнивших немаленький список подобных коммунальных «обществ» 1 ноября 2009 года. Каждому из них было передано порядка 60-65 домов. Впрочем, и это еще не все: все три новообразованных предприятия примкнули к другому обществу, уже акционерному – «Комфорт». Таким образом, юристы без работы не остались, только вот потребителя услуг, собственника по-прежнему волнует одно: а какое счастье перепадет ему со всеми этими изменениями? В тонкостях взаимоотношений «собственник-коммунальщик» мы решили разобраться.

ДОГОВОР. Согласно ст. 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается на условиях, указанных в решении общего собрания собственников. Вспомните: как давно проводились подобные собрания в вашем доме или таковых не было вообще? А может, и управляющую компанию вы тоже не выбирали? Тогда ваше «домоуправление» было определено простой «жеребьевкой» – посредством муниципального конкурса. Скорее всего, и договор был любезно составлен без вашего участия.

По закону собственник в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения условий договора по истечении каждого последующего года со дня его заключения, если до истечения срока его действия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом. В случае, если УК не исполняет условия договора, другая сторона также вправе расторгнуть договор.

УСЛУГИ. Это то, что за обозначенную плату и должен получить собственник. В большинстве случаев список услуг по содержанию и ремонту жилья небогат. Уборка придомовой территории, вывоз мусора и кое-какие аварийно-ремонтные работы – вот, пожалуй, и все. Что же касается ремонта в подъездах, о котором мечтает большинство жильцов, то такой пункт может быть добавлен в список услуг УК по согласованию с собственниками. Уже за дополнительную плату. В основной же тариф включены, в основном, работы по восстановлению и замене отдельных элементов подъездов-подвалов-систем. По словам директора ООО «ЖПЭТ-1 Юбилейная» Надежды Чащиной, заявочный (то есть текущий) ремонт, который также включен в тариф, проводится по отлаженной системе: заявка фиксируется в журнале, ремонт ставится в план на летний период. Однако, как показывает практика, зачастую эти планы растягиваются на годы ожиданий, отчего понятие «ремонт и содержание жилья» перестает существовать в принципе. Маленький нюанс, касающийся качества услуг, я отыскала и в примечании к своему договору: «Работы выполняются в пределах средств, поступивших от жильцов». Если учесть, что только жильцы моей УК скопили порядка 7 млн. рублей долга, нетрудно догадаться, как этот маленький пункт отражается на качестве работ.

Еще сложнее дело обстоит с капремонтом. Здесь все чаще коммунальщики отсылают жильцов к федеральной-краевой-городской программам софинансирования, в которых 5 процентов на обновление собственного дома должны внести сами жильцы. Однако и тут есть два нехороших фактора: во-первых, средства бюджетов всех рангов в условиях экономии весьма скудны, во-вторых, для принятия такого решения жильцы не столь инициативны.

Но даже не грезя ни о каких ремонтах, все мы хотим хотя бы довольствоваться малым, желая получить за наши деньги те, немногие, но более-менее качественные услуги. На деле мечты сбываются не всегда: дома «зарастают» сосульками и утопают в сугробах, а подъезды превращаются в мусорные свалки. Жаловаться на это безобразие нужно, потому как ненадлежащее качество услуг карается перерасчетом, а неоднократное невыполнение услуг – расторжением договора.

ПЛАТА. А вот этот пункт договора управления многоквартирным домом, скажем прямо, в большинстве случаев не в пользу жильцов. Если на момент заключения договора размер платы за ремонт и содержание жилья устанавливается на уровне, утвержденном органами местного самоуправления, то в последующем он может быть увеличен управляющей компанией в одностороннем порядке до 25%. Но это лишь в том случае, если жильцы сами не определились с размером платы. Так, с 1 января 2010 года в Березниках этот тариф был увеличен на 18 процентов, и коммунальные компании оставляют за собой право добавить к ним заветные 7.


“Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


коммунальное хозяйство