Пермские чиновники уволили непослушного архивиста

Текст: Михаил Данилович
Иллюстрации: из архива «Иной газеты»
«Книги тяжёлые», – отказался от подарка руководитель агентства по делам архивов Станислов Сычёв, когда в архиве новейшей истории ему предложили новый сборник документов. Об этом нам рассказали сами архивисты. Можно было подумать, что Станислав Геннадьевич оговорился. И на самом деле любит читать труды историков и уважает сотрудников хранилищ документов.

Некоторое время назад Сычёв уволил директора архива новейшей истории Михаила Нечаева. Предлог – «неоднократное неисполнение трудовых обязанностей». По мнению экспертов «ПН», никакие обязанности здесь ни при чём. Просто Михаил Геннадьевич – не такой, как нужно начальнику.

На этой неделе стало известно, что архив перейдёт в подчинение другому агентству – по управлению государственными учреждениями. И что, возможно, Михаил Геннадьевич вернётся в собственное кресло. Но пока – именно возможно.

«Я ИХ ПРОСТО РАЗДРАЖАЛ»
Архив – из разряда «как все», считает сопредседатель Молодёжного «Мемориала» Роберт Латыпов, как правило, лишь «штампует справки».

Ведомство Нечаева же пошло другим путём. «Благодаря сотрудничеству с Михаилом Геннадьевичем мы издали десяток томов Книги Памяти жертв политических репрессий, – замечает Латыпов. – Этим может гордиться не каждый российский регион».

Архив Нечаева, продолжает сопредседатель Молодёжного «Мемориала», рассекретил многие документы и сделал их доступными для учёных, студентов. Например, вышел сборник документов о студенческих отрядах. Единственный в России.

«Наши сотрудники участвуют в международных конференциях, – добавляет сам Нечаев. – Наш сайт – один из самых посещаемых ресурсов архивов в стране».

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ КАК МАКУЛАТУРА
То и дело Нечаев поднимал бучу. Например, написал служебную записку в агентство, когда то начало сжигать документы «старше» семидесяти пяти лет. Федеральный закон оставляет право выбора, сжигать или нет такие бумаги, за регионами. Но Нечаев всё равно был против: «Чиновники говорили, что нам не нужны эти документы. Да, не были нужны. Но просто потому, что никто не писал историю, например, здравоохранения Прикамья. А если соберётся написать?»

Перед тем как Нечаева уволили, не один месяц ходили слухи о том, что когда-нибудь это произойдёт.
«Последней каплей стал недавний российский конкурс», – считает архивист. Об этом состязании «ПН» писали 23 октября. Работы для участия в Москве отбирал региональный научный совет. На нём Нечаев раскритиковал работу, которую лоббировало агентство. Другие учёные встали на сторону архивиста и не отправили её на следующий этап. Но чиновники провели новое заседание совета – и всё-таки послали на конкурс «свой» труд. В ответ Нечаев и другие сотрудники архива новейшей истории вышли из совета.

В ПОИСКЕ МУХ
Почти сразу после этого в архив Нечаева зачастили проверки. «Эти несколько человек ходили к нам каждые две недели», – говорит Михаил Геннадьевич.

«Нарушений» нашли с десяток. Приведём самые характерные из них. Во-первых, Михаил Геннадьевич, выдавая своим сотрудникам премии за организацию одной из выставок, не оформил эту выдачу должным образом. А именно – не заключил с подчинёнными гражданско-правовой договор. Чтобы исправить «нарушение» чиновники велели забрать у людей деньги обратно. «Как вы себе это представляете?» – спрашивает корреспондента «ПН» Нечаев.

Во-вторых, чиновники обвинили архивиста чуть ли не в финансовых махинациях. Чтобы успеть сделать один из совместных с «Мемориалом» проектов, сотрудники архива оставались на работе после окончания трудового дня: документы выносить оттуда нельзя. Контролёры придрались к тому, что расходовалась «лишняя» электроэнергия – и платить за неё должен был не бюджет (в лице архива), а «Мемориал». Мол, это надо ему.

В-третьих, незадолго до увольнения агентство поручило Нечаеву перенести библиотеку из подвала наверх. Причём сделать это надо было за десять дней. «А это одиннадцать тысяч книг!» – говорит Михаил Геннадьевич. Несмотря на абсурдность приказа, архивисты принялись его выполнять («Я архивный работник и знаю, что такое дисциплина») и сделали всё почти в срок.
И так далее.

«ПЛЕВОК В АДРЕС КОЛЛЕКТИВА»
Сотрудники обезглавленного архива рассказали нам, что на следующий день после увольнения директора к ним пришли Сычёв и другие руководители агентства. Как ни странно, ни о какой библиотеке или незаключённых гражданско-правовых договорах они не говорили. «Госпожа Шипулина сказала, что мы занимаемся не тем, – анонимно говорят сотрудники. – Что надо зарабатывать деньги, чтобы получать не нищенскую зарплату, какую нам платил бывший директор (Нечаев – прим.ред.), а достойную. Вообще о деньгах, прибыли госпожа Шипулина говорила много. Она обещала нам райскую жизнь, если мы будем выполнять указания руководства агентства».

Кстати, новым руководителем архива назначен человек не то что без исторического – вообще без высшего образования. «Это плевок в адрес коллектива», – продолжают сотрудники. Они указывают и на то, что он «близко знаком» с Шипулиной.

АРХИВ ДОЛЖЕН ПЛОДИТЬ СПРАВКИ?
«Нечаев – самостоятельный руководитель, – считает заведующий кафедрой новой и новейшей истории России Пермского государственного педагогического университета Андрей Суслов, – и выходит за привычные рамки архивного директора. И именно поэтому его уволили».

Самому Михаилу Геннадьевичу поступило уже не одно предложение возглавить архивы в других региональных столицах. Но что будет с архивом? Кто в следующий раз заступится за те же документы «старше» семидесяти пяти лет?

Постепенно приближается оцифровка всех документов – их переведут в компьютерный вариант. Но кто это будет делать? «В Перми нет специалистов, способных на это, – отмечает Нечаев. – И ничего не говорит о том, что когда-то они появятся».

Зато архив новейшей истории, если туда не вернётся Нечаев, станет, скорее всего, таким, каким его хочет видеть агентство по управлению архивами. Никаким.

ДОСЛОВНО
Из открытого письма прикамских историков губернатору Олегу Чиркунову:
«Нам непонятна складывающаяся в Пермском архивном ведомстве практика, когда чиновники, не имеющие не только научной степени, но и базового исторического образования, командуют профессионалами высокого класса. На наш взгляд, грамотно управлять архивами могут только специалисты, имеющие соответствующее образование и опыт. Нельзя допускать ситуации, при которой специалист высокого класса увольняется на основании частных недостатков, которые можно найти в деятельности руководителя любого уровня. Нас волнует дело, судьба архива, перспективы многих престижных проектов, которые мог бы реализовать архив под руководством М. Г. Нечаева».

Из письма сотрудников архива новейшей истории, оказавшегося в редакции:
«Ох, господа, господа, вы даже не предполагаете, как всё это нам уже знакомо… Вошло уже в традицию системы архивной службы любым способом избавляться от непослушных директоров. Этот путь прошли директор бывшего ГАПО Шереметьева С. Н., директор нашего архива Светлаков В. Г. Теперь настала очередь Нечаева М. Г. Но всех больше «повезло» Светлакову, ему дали доработать до пенсии. Думаем, что и Михаил Геннадьевич не пропадёт, он человек известный в научном мире. Но что будет с архивом? С документами?»

РЕАКЦИЯ
На неделе стало известно, что Олег Чиркунов передал три ключевых архива от агентства по делам архивов агентству по управлению госучреждениями. С нового года в ведение последнего перейдут Пермский государственный архив новейшей истории, Государственный архив Пермского края и Коми-Пермяцкий окружной госархив.

В администрации губернатора подтвердили, что решение об изменении схемы управления архивами вызвано желанием беспристрастно разобраться в конфликте между руководством агентства по делам архивов и Михаилом Нечаевым.


Источник: «Пермские новости»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


новости