Даунситинг

Текст: 
Ян Арт

Все-таки легко рассуждать о кризисе, когда он тебя не касается. А вот когда у тебя нет денег на еду, не на что купить сигарет и через день отключат за неуплату мобильный телефон – сразу же понимаешь, что такое банковский кризис воочию. Автор этих строк испытал на себе банковский кризис в минувшую субботу, в 21.49. Изучить его «методом погружения» мне помогли специалисты Ситибанка.

Дело в том, что все пользователи банковских услуг в России делятся на две разновидности – «продвинутые» и «непродвинутые». Продвинутые читают деловую прессу, с серьезным видом выслушивают речи финансовых чиновников и банкиром, потом… подходят к банкомату и, едва их счет пополнился очередным поступлением, снимают все подчистую. Непродвинутые на полном серьезе считают, что деньги должны лежать в банке, а расплачиваться везде предпочтительнее картой, а не наличными, потому что это удобно (?), выгодно (?!) и безопасно (?!!!).

Я – непродвинутый. За что и наказан.

Итак. Суббота, вечер, Москва, люксовый супермаркет «Алые паруса». При попытке расплатиться картой Ситибанка на экране ПОС-терминала появляется некая надпись, которая заставила кассиршу вздрогнуть и срочно вызвать какую-то даму чином постарше (очевидно, старшего кассира). Дама, видимо, прежде работала надзирателем в женской тюрьме, потому что без всякий извинений суровым и безаппеляционным тоном заявляет: «У вас с картой форс-мажор. Я у вас ее изымаю». В глазах светится торжество лакея и классовая ненависть к покупателю, понабравшему, понимаешь, икры, дорогих сыров-колбас, устриц и всяких деликатесов.

Минут пять проходит в пререканиях. Я заявляю суровой даме, что не собираюсь отдавать ей СВОЮ банковскую карту. Она ссылается на некую неведомую «ИНСТРУКЦИЮ». Я пытаюсь объяснить, что меня мало волнуют инструкции супермаркета, которые вряд ли имеют силу закона для всех граждан России. Дама поясняет, что карту мне не отдаст, потому что она, наверное, мною украдена. Я предлагаю дать мне карту хотя бы на минуту, дабы я мог позвонить в службу Ситибанка и узнать в чем проблема (для этого вслед за телефонным номером Ситифона нужно ввести номер самой карты). Дама наотрез отказывается, а дорогу к выходу ненавязчиво перекрывает охранник супермаркета. Градус общения накаляется до максимума.

В этой ситуации, типичной для московской торговли, есть только два рациональных способа разрешения проблемы. Оба хорошо представлены в кинематографе.

Первый способ (кстати, наиболее оптимальный с точки зрения интересов вашей нервной системы) неплохо смоделирован в голливудском фильме «Догма»: надо с шутками и прибаутками неспешно и со вкусом перестрелять персонал, а потом вчинить компании иск на миллион долларов за причинение вам морального дискомфорта.

Второй способ немного попроще (хорошо представлен в российском фильме «Джентльмены удачи»). Надо просто перейти на более понятные нашему человеку средства коммуникации.

Ввиду отсутствия необходимого инструментария использую второй метод: «Слышь ты, дура гребанная, позови кого постарше и поумнее, а сама отвянь, гнида». На лице суровой дамы появляется примерно то же выражение, что и у подельников Доцента («Редиска, сосиска, Навуходоносор, петух гамбургский!» - «Так бы и сказал…»). Она перестает спорить и мигом вызывает кого-то из менеджеров «Алых парусов». Появляется совершенно адекватная и вежливая дама. За пять минут мы с ней выясняем три момента.

Первый: оказывается, я постоянный клиент супермаркета, в среднем в год оставляю в нем около 12 тысяч долларов, являюсь обладателем недешевой дисконтной карты, некоторые кассиры помнят меня в лицо или видели по ТВ. И хотя бы поэтому заламывать мне руки и тащить в околоток смысла нет. Второй: если, действительно, действовать по инструкции (правда, не магазина, а некоего Центробанка), то в случае сомнений кассир должен попросить у клиента паспорт, а не хватать его карту и пытаться отволочь ее в неизвестном направлении. Третий: оказывается (вот открытие!), можно вместе обратиться в банк и выяснить, в чем проблема. На этом «магазинная» часть истории завершается и начинается ее «банковская» часть.

Набираю свой лого и пароль в системе интернет-банкинга Ситибанка. Аккаунт заблокирован. Звоню в Ситифон, введя для соединения с оператором номер своей карты. Автоответчик сообщает: «ваша карта заблокирована». Подход гениальный: глухо как в танке.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс