Почта на миллиард

Кроме ноутбука на его Т-образном столе руководителя больше нет ничего — ни бумаг, ни ручек, ни даже телефона. Чтобы проводить в Сети 18 часов в сутки, Дмитрию Гришину этого и не нужно. Телефон заменяет программа «Агент» — аналог «аськи». Список контактов гендиректора Mail.ru, первого российского интернет-портала, оцененного в $1 млрд, насчитывает несколько сотен фамилий.

Компания Гришина называется Port.ru. Она зарегистрирована в американском штате Делавэр. Mail.ru — ее единственный актив, так что путаницы не возникает. Тем более что бренд Mail.ru известен всему Рунету.

Минувшей осенью южноафриканский медиахолдинг Naspers увеличил свой пакет в Mail.ru до 33%, заплатив за дополнительные 2,6% ровно $26 млн. На первый взгляд Mail.ru, все материальные активы которой в виде нескольких сотен компьютеров и прочего оборудования умещаются в арендованном офисе площадью 3500 м2, столько не стоит. Выручка компании в этом году составит, по предварительным оценкам, около $70 млн при рентабельности по EBITDA порядка 30%. И вот за это — $1 млрд?

ПОКУПАТЕЛЬ
Сотни миллионов и даже миллиарды долларов за какой-то там сайт — это, конечно, не новость. Года полтора назад инвесторов, забывших о крахе доткомов в 2000 г., охватила вторая волна интернет-лихорадки. Ее приступ совсем недавно обуял Microsoft, которая буквально вырвала из рук Google 1,6% акций американской социальной сети Facebook, отдав за мизерный пакет $240 млн и оценив всю Facebook в $15 млрд.

Второй интернет-бум отличается от первого. Среди инвесторов стало заметно меньше спекулянтов, рассчитывающих только на то, что они смогут вовремя сбросить переоцененные акции. Зато четко обозначилась прослойка стратегических инвесторов, скупающих интернет-компании, которые подходят им по профилю. Один из самых свежих примеров — британская WPP Group. В конце октября эта рекламно-маркетинговая группа примерно за $0,5 млрд купила канадское агентство Blast Radius, которое специализируется на продвижении товаров среди пользователей социальных сетей. Ранее WPP приобрела южноафриканскую Aqua Online, бельгийскую These Days и американскую Shematic, которые также занимаются маркетингом и рекламой онлайн.

К такому типу инвесторов относится и Naspers. Вот уже несколько лет компания скупает медийные активы по всему миру. Интересы у южноафриканцев довольно широкие: они приобретают не только интернет-компании, но и платные телеканалы, газеты и журналы, книжные издательства. В Сети Naspers интересны прежде всего национальные интернет-лидеры, у которых имеются службы мгновенных сообщений, такие как ICQ («аська»). В портфеле Naspers есть акции Tencent — компании, которая поддерживает сервис QQ, китайский вариант «аськи» со 173 млн пользователей. В октябре к нему добавилась польская «аська» Gadu Gadu — еще 6 млн юзеров. Инвесторы довольны: за этот год капитализация Naspers выросла на 30%, до $11 млрд.

Помимо интернет-бизнеса Naspers в России интересовали несколько издательств. Южноафриканцы вели переговоры с ИД «СК Пресс», а также с миллиардерами Ананьевыми, у которых есть несколько медийных активов. Но договориться удалось только с Mail.ru, которая также разработала свою «аську» и надеется продвинуть ее в массы. С другой составляющей — лидерством на рынке — у Mail.ru тоже все в порядке.

ПРОДАВЕЦ
Портал Mail.ru уже обогнал по посещаемости «Яндекс», главный российский поисковик. Если у «Яндекса» дневная аудитория на прошлой неделе в среднем составляла 6,8-6,9 млн посетителей, то у Mail.ru — около 7,5 млн. По статистике Mail.ru, портал догнал «Яндекс» в июле, а мировой счетчик посещаемости веб-сайтов Alexa.com признал Mail.ru первым в Рунете еще в конце 2006 г.

Специализация Mail.ru, которая так привлекла инвесторов, — коммуникационные сервисы. «Если “Яндекс” и Google ищут информацию для людей, то мы людей “общаем”», — говорит Гришин. До последнего времени у Mail.ru даже не было собственного поисковика, использовался «движок», разработанный «Яндексом». Бизнес-модель Mail.ru очень похожа на Tencent, но если китайцы выстроили универсальную интернет-компанию вокруг службы мгновенных сообщений, то стержень Mail.ru — электронная почта. К четкому осознанию своей миссии в Mail.ru пришли не сразу. С 1998 г., когда в России заработал этот почтовый сервис, созданный программистами из небольшой компании DataArt, фирма пыталась зарабатывать на электронной торговле, развивала интернет-СМИ, музыкальный портал и сайт о путешествиях. Лишь к 2003 г. разрозненные сервисы были собраны в один портал и объединены вокруг самой успешной службы — почтовой. Компания неоднократно перекраивалась: менялась команда, менеджеры уходили со скандалами, громко заявлялись новые проекты, которые вскоре закрывались.

В 2001 г., когда интернет-пузырь лопнул, американская компания Port.ru, на которую были записаны активы портала, осталась без денег и нашла себе в компаньоны более удачливый фонд netBridge, владевший такими проектами, как Molotok.ru, Fomenko.ru, List.ru. В объединенной компании главным стал netBridge — его бывший гендиректор Юрий Мильнер возглавил Mail.ru. От прежней жизни осталось только юридическое название — Port.ru. К 2003 г. портал почти полностью избавился от старой команды, а новую возглавил бывший технический директор Дмитрий Гришин. Почти незаметно среди акционеров Mail.ru возник сначала концерн «Нефтяной», затем — фонды Tiger Global Management и Digital Sky Technologies, связанный с netBridge. Структура собственности Mail.ru до сих пор держится в секрете. Единственное, что точно известно, — именно Tiger Global и Digital Sky продали 33% акций портала южноафриканцам. Компания Mail.ru вообще очень скрытная. На здании ее офиса на Ленинградском проспекте нет даже таблички с названием фирмы. Свои финансовые показатели портал раскрыл лишь однажды — по итогам 2005 г.

Имидж темной лошадки не помешал Naspers в начале 2007 г. заплатить за 30% портала $165 млн, а спустя девять месяцев оценить компанию вдвое дороже — в $1 млрд. И это при том, что прямые затраты первоначальных инвесторов на создание портала составили, по подсчетам , порядка $10 млн.

В инвесткомпании «Финам», которая собрала в своем фонде «Информационные технологии» акции нескольких интернет-компаний, в начале года жаловались, что Naspers своей первой сделкой с Mail.ru «взорвала» рынок, из-за чего цены на российские интернет-активы взлетели до небес. Но теперь аналитика «Финама» Владислава Кочеткова десятизначные суммы не смущают. Исходя из результатов, которые Mail.ru покажет по итогам года, ее капитализация могла бы достичь $1,2-1,5 млрд, говорит он. При расчетах справедливой стоимости Mail.ru и «Яндекса» аналитики исходят из коэффициентов, с которыми котируются компании в Китае, где интернет-рынок растет еще стремительнее, чем в России. Про котировки Rambler, единственной публичной интернет-компании в России, никто и не вспоминает. В отличие от Mail.ru и «Яндекса» у Rambler пока нет четкой стратегии, указывает аналитик «Тройки Диалог» Андрей Богданов. «Яндекс» же он и его коллеги оценивают еще более щедро, чем Mail.ru, — в $3-3,5 млрд.

ТОВАР
Львиную долю доходов российским порталам приносит реклама. Объем ее прямо зависит от размера аудитории. В этом Mail.ru, несомненно, преуспела.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


высокие технологии