Рыцарь сцены

Его роли всегда незабываемы. Яркие, характерные, искрящиеся темпераментом и живыми эмоциями.

- Настоящий актёр должен работать сердцем, - убеждён актёр Березниковского драматического театра Николай Волхонский, – тогда его игра свободна от штампов, тогда получается искренний человеческий диалог со зрителем.

И зрители отвечают Волхонскому взаимностью. И не только зрители. Строгие критики самых разных уровней неоднократно давали самую высокую оценку его сценическому мастерству. Совсем недавно Николай Михайлович стал лауреатом театрального конкурса «Волшебная кулиса» в номинации «Лучшая мужская роль». И это далеко не единственный момент признания.

МЕЧТА О ЗАМКЕ ИФ
Волхонский – неоднократный лауреат театральный фестивалей малых городов России. В составе муниципального театра драмы города Лысьвы в 1996 году Волхонский становится лауреатом Всемирного театрального фестиваля во французском Авиньоне. К слову, для театралов Авиньон то же, что для «киношников» Канн.

- Мы поставили спектакль «Гамлет», где я играл Клавдия. Эту постановку посмотрели на Всероссийском фестивале, организованном московским Государственным Театром Наций, и мы стали победителями в номинации «Лучший ансамблевый спектакль», - рассказывает Николай Михайлович. – Наш театр был включён в число участников 50-го юбилейного авиньонского фестиваля. Специально для участия в фестивале нам была заказана постановка чеховской «Свадьбы», с которой мы и выступили. В том фестивале участвовали почти 500 театров со всего мира. Спектакли шли круглосуточно, одновременно на 80 площадках. Мы, например, выступали в четыре часа утра. В итоге были выбраны 10 лауреатов, в их числе - лысьвенский театр. В качестве подарка мы шесть дней провели в Париже. Представляете шесть дней в Париже, в свободном полёте, тебе ещё и суточные платят! А ещё я всегда мечтал побывать в замке Иф под Марселем… Мечта сбылась.

НА СЦЕНУ ПРИВЁЛ СЛУЧАЙ
Путь к признанию у каждого актёра свой, впрочем, как и путь на сцену. Кто-то с детства грезит о славе актёра, кто-то постепенно нащупывает в себе искру Божью. Николай Волхонский приехал в наш город в 1957 году. Закончив школу, поначалу пошёл по стопам матери – горного инженера, поступив в горное училище. Работал в шахте, затем мастером производственно обучения в родном училище. Но тяга к творческому самовыражению никогда не давала покоя. Начал заниматься в народном театре под руководством Л. Финкельштейна. Сначала это было просто увлечением. На профессиональную сцену Волхонского привёл случай.

Заболел актёр Березниковского драматического театра Владимир Полевой, а у театра гастрольный выезд. Режиссёр театра Матвеев пришёл в народный театр посмотреть на коллектив. Выбор пал на Волхонского.

– Утром назначили репетицию, сделали мой ввод, а уже вечером я вышел на сцену вместе с профессиональной труппой. Это был 1972 год, – рассказывает Николай Михайлович. – Потом пошло. Ездили с агиттеатром от Москонцерта по всей стране. В то время я занимался пародиями, эстрадными монологами, примерно тем, что сейчас делает театр «Кривое зеркало». Тогда я понял, что без театра свою дальнейшую жизнь уже не мыслю.

СО ШПАГОЙ И ПЕРОМ
Затем были годы учёбы на режиссёрском отделении Пермского института искусств. Там Николай Волхонский увлёкся сценическим боем. Два с половиной года он посещал факультатив по сценическому движению и пластике, где изучал сценический бой. Затем продолжил учёбу в этом направлении в лаборатории по каскадёрству и фехтованию Немировского в ГИТИСе (ныне РАТИ). За годы работы в театре Волхонским был поставлен не один десяток зрелищных сценических боёв, требующих от актёров хорошей физической формы и владения разными видами холодного оружия. Не раз молодые актёры удивлялись: «С нас уже пот градом, а у Николая Михайловича только испарина на лбу».

– Эти занятия позволяют мне держать себя в надлежащей форме, для актёра это очень важно. Кроме того, фехтование развивает реакцию, быстроту мышления, многоплоскостное внимание, снимает страх, – говорит Волхонский.

Сегодня под его руководством во Дворце детского и юношеского творчества работает Клуб мушкетёров, который с удовольствием посещает 32 ученика. Ребята овладевают 14 видами холодного оружия. Показательные бои на шпагах, дубинках, палицах и даже арбалетах в исполнении участников Клуба мушкетёров березниковцы не раз видели на городских площадках. Но педагогическое поприще Николая Михайловича этим не ограничивается. Вместе с коллегами по театру он преподаёт на актёрском отделении Березниковского драматического театра, конечно же, сценическое движение, готовит кадры для будущего.

«В ПРОВИНЦИИ ТЕАТР БОЛЕЕ ЖИВОЙ»
Нынешняя актёрская жизнь Волхонского напряжённа и многообразна. За последние два года, после возвращения на березниковскую сцену, он переиграл 16 ролей: по восемь в год. Каждый актёр знает, какая это нагрузка! Волхонский – разноплановый актёр, ему доступны и комедия, и трагедия, и мелодрама – везде он выглядит органично, что называется «звучит». «Мою жену зовут Морис», «Дорогая Памела», «Сад без земли», «Старший сын» - эти и многие другие постановки с участием Николая Волхонского уже полюбились березниковцам. А природная коммуникабельность, человечность позволяют плодотворно работать в любой творческой команде.

– В нашем театре сегодня сформировался надёжный творческий коллектив, где каждый способен работать на полную, – рассказывает Николай Волхонский. – Показательный случай произошёл с нашим театром на фестивале в Верхнем Уфалее, куда мы привезли спектакль «Сад без земли». По замыслу режиссёра, сцена должна быть оборудована вращающимся кругом, в котором находятся актёры. Безусловно, всё это несёт смысловую нагрузку. Такая площадка была предоставлена, но буквально за два часа до спектакля выяснилось, что круг не работает. Это ставило под угрозу срыва весь спектакль. Собрались все: светотехники, звукооператоры, костюмеры, актёры и за два часа переверстали весь спектакль, по сути, придумали новую сценографию. И выступили очень достойно, получив премию за лучший спектакль. Это единение дорогого стоит.

Вообще моё мнение: провинциальный театр куда более живой, чем столичный. Там есть уже какая-то пресыщенность, избалованность, штампы. Провинциальные актёры работают с полной самоотдачей, это, можно сказать служение. Поэтому сегодня на провинциальные театры обращается много внимания. И отношение к нему должно быть соответствующее. В этом смысле хорош пример лысьвенского театра, где я проработал 12 лет.

Лысьва – город маленький, и театр там единственный очаг культуры. Лысьвенцы очень трепетно относятся к театру, не говоря уже о том, что на спектаклях всегда аншлаг. Все предприятия оказывают помощь. В подтверждение слов Николай Волхонского стоит отметить, что когда умер главный режиссёр лысьвенского театра, заслуженный деятель искусств России Анатолий Савин, на похороны пришёл весь город. На тот момент здание театра сгорело и над гробом режиссера лысьвенцы поклялись построить новое здание. И построили.

В нашем крае театральное пространство всегда было интересным и насыщенным, благодаря истинным рыцарям сцены. Сегодня идёт работа по созданию Энциклопедии театрального искусства Пермского края, куда войдут самые яркие имена, внесшие большой вклад в развитие театра в Прикамье. Среди них и имя нашего героя Николая Михайловича Волхонского.

Текст: Ольга Ерёменко, «Новая газета-1»
Фото Игоря Фалько

ВНИМАНИЕ!
Акция «Человек года», объявленная «Новой газетой-1» совместно с администрацией города, продолжается!

Может быть, человек, рядом с которым вы живёте или работаете, недооценён, и мало кто знает о его заслугах, кроме самых близких? У вас есть шанс восстановить справедливость и публично выразить восхищение человеком, который живёт рядом с вами или сыграл определяющую роль в вашей судьбе!

Еженедельно одна страница нашей газеты предоставлена рассказам о березниковцах, наиболее достойных народного признания. Героев публикаций мы выбираем по вашей подсказке, дорогие читатели. Это могут быть как известные имена – почётные граждане города, руководители, депутаты, так и простые труженики, мастера своего дела и душевные люди. В конце юбилейного для города года мы подведём итоги, и герои публикаций, получившие наибольшее количество голосов, будут приглашены на торжественную церемонию награждения.

Голосовать за наиболее достойных можно по телефону 37-6-37, SMS-сообщением на номер 8-901-265-72-88, по электронной почте novayagazeta1@yandex.ru. И. конечно, мы ждём ваших писем и предложений по адресу: Юбилейная, 1, «Новая газета-1».

ВНИМАНИЕ! ПОБЕДИТЕЛИ БУДУТ ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ В ДЕВЯТИ НОМИНАЦИЯХ:
– «Человек-история» (ветераны);
– «Золотой фонд Березников» (талантливая молодёжь);
– «Незаменимые» (врачи, учителя);
– «Душа человек» (работники сферы услуг и торговли);
– «Золотая лира» (работники культуры и искусства);
– «Мастер своего дела» (рабочие предприятий всех форм собственности);
– «Без страха и упрёка» (сотрудники силовых структур, спасательных служб);
– «И швец, и жнец...» (работники коммунальных служб);
– «Элита» (представители органов власти, руководители бизнес-структур).

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс