СУРМОЖНАЯ ПРАВДА. А истина где-то рядом

СУРМОЖНАЯ ПРАВДА. А истина где-то рядомВ сознании простого березниковцы слово «Сурмог» уже давно ассоциируется не со словом «вода», а со словами «кредит» и «скандал». И вот, в ближайшие дни должен быть готов акт по передаче имущества муниципального предприятия «Сурмог» муниципальному предприятию «Водоканал». А через месяц предприятие «Сурмог», специально созданное для строительство водозабора, и вовсе прекратит своё существование. Так всё-таки, что это было? Или что это будет?

Проект строительства водозабора «Сурмог» появился на свет в 1984 году. В июне 1987 года вышло постановление Совета министров СССР «О строительства водозабора «Сурмог». Сами нынешние работники теперь почти бывшего МУП «Сурмог» ведут историю строительства водозабора с 1990 года. Говорят, что более ранних документов не сохранилось.

В середине 90-х был заключен контракт с германской фирмой ФАБ. Общая стоимость контракта оценивается в 31 миллион дойчемарок. Без учёта, разумеется, расходов березниковской стороны. При этом предполагалось, что финансирование строительства будет происходить за счёт кредитов германских банков. Словом, германцы одалживают деньги, которые Березники платят германцам же. Впрочем, идея занять деньги у немцев не была реализована и с ФАБом Березники рассчитывались за счёт кредитов российских банков.

Пик строительства «Сурмога» пришелся на 1997-98 годы. Тогда была практически построена вся подземная часть водозабора.

Только в прошлом году только на завершение строительства требовалось 350 миллионов рублей. За последние полвека в Березниках, пожалуй, не было столь гигантского по финансовым затратам строительного проекта.

СТОЛЬКО НЕ ВЫПИТЬ
В восьмидесятые годы, когда начались геологические изыскания по водозабору «Сурмог», предполагалось, что через двадцать лет березниковцы будут выпивать 150 тысяч кубических метров воды в сутки. Предполагалось также, что население города увеличится до 300 тысяч.

Из двух действующих ныне водозаборов «Извер» работает стабильно, как и прежде выдавая 20 тысяч кубометров качественной питьевой воды. Возможности подачи воды с «Усолки», согласно последним исследованиям геологов, которые отслеживают состояние подземных вод, увеличились до 82 тысяч кубометров в сутки.
20 + 82 = 102.

В Березниках в настоящее время проживает чуть более 180 тысяч человек. По примерным подсчётам потребность города в воде сейчас составляет 100 тысяч кубометров в сутки. Это – без учёта отсутствия режима экономии, протекающих кранов и унитазов, прорывающихся труб и т.п.
Проектная мощность «Сурмога» – 60 тысяч кубометров воды в сутки.

ЕСЛИ В КРАНЕ НЕТ ВОДЫ...
Однако у Березников нет ни одной резервной скважины, и если что-то случится на действующих водозаборах, без воды останется весь город. Так уже случилось в ноябре прошлого года, когда из-за аварии на подстанции остановились насосы «Усолки». При этом геологи отмечают, что водозабор выработал свой проектный срок.

К тому же исследователи отмечают устойчивое загрязнение воды «Усолки» нефтепродуктами. Степень загрязнения превышает предельно-допустимые концентрации. И нет уверенности, что в дальнейшем качество воды не будет ухудшаться.

Кстати, ниже уровня водоносных горизонтов «Усолки» геологи обнаружили нефтяное месторождение.Некоторые источники сообщают, что есть предложения отдать «Усолку» ЛУКОЙЛу в обмен на финансирование «Сурмога».

С ГЛАЗ ДОЛОЙ
Постановление мэра Игоря Папкова о реорганизации «Сурмога» и присоединении его к «Водоканалу» было подписано 26 декабря 2001 года.

Папков не был оригинален. Во-первых, в 1994-1998 годах «Сурмог» уже входил в состав «Водоканала». Во-вторых, принципиальное решение присоединить «Сурмог» к «Водоканалу» было принято ещ в октябре прошлого года на рабочем совещании у и.о.мэра Александра Кокшарова – после визита в Березники губернатора Юрия Трутнева. Трутнев, напомним, во время пребывания на березниковской земле обсуждал с местными властями в том числе и проблемы «Сурмога».

Директор водозабора Сергей Кушнин тогда же выступил против воссоединения с «Водоканалом». В его служебной записке, направленной в адрес областных и городских властей, говорилось, что результат руководства строительством со стороны «Водоканала» в 94-98 годах – нулевой. Что есть документальные документальные подтверждения отвлечения «Водоканалом» средств, предназначенных для строительства водозабора, на другие цели. Что налоговая задолженность «Водоканала» во все уровни бюджета на ноябрь прошлого года составляла 7 миллионов рублей, поэтому (цитируем служебную записку) «при поступлении средств на строительство в первую очередь будет гаситься налоговая задолженность». И так далее.

Однако решение о реорганизации было принято. Возможно, кроме сугубо экономических причин, Папков решил покончить с бесконечными склоками вокруг водозабора, застрельщиком которых несомненно был ныне покойный Игорь Неверов.

ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ
С самого момента отставки из «белого дома» в 1998 году практически ни одно публичное выступление Неверова (или, по крайней мере, через раз) не обходилось без обвинений в адрес дирекции «Сурмога». Чего в его словах было больше: личной обиды, инерции советского руководителя, привыкшего к послушанию, или переживаний за результаты дела, сейчас сказать невозможно. Но именно благодаря Неверову, за «Сурмогом» закрепился устойчивый образ организации, руководство которой по непонятным простым березниковцам причинам бойкотирует решения властей.

Пиком стал публичный скандал на одном из заседаний Городской думы. Потеряв, видимо, терпение от бесконечных упрёков, Кушнин бросил в лицо Неверову: «Если городская администрация вас не может остановить, мы вас остановим. Нам есть, чем ответить».

Дело в том, что последняя должность, которую занимал Неверов в «белом доме», так и называлась: начальник службы надзора за строительством водозабора «Сурмог». До этого Неверов являлся заместителем главы администрации по строительству и водозабор также входил в сферу его ответственности.

НЕМЦЫ НА УРАЛЕ
История участия немцев в строительстве «Сурмога» началась еще в 1990 году, когда между областной администрацией и Федеральным Опекунским Ведомством Германии было заключено Базовое кредитно-торговое соглашение. Соглашение ставило целью с максимальным комфортом трудоустроить русских немцев в России и тем самым уменьшить число желающих уехать в Германию. Под это соглашение в Кунгуре была создана строительная база немецкой фирмы ФАБ.К участию в строительстве допускались только немцы. Что же касается русских, то их предварительно отправляли на учебу в Германию. В этот список попал Игорь Неверов.

В книге «Никому не отдам свою биографию» Неверов писал, что получил строительный сертификат в Баварии, что вместе с тогдашним губернатором области Геннадием Игумновым не раз бывал в Германии, а также принимал участие в его переговорах с немцами. Несколько раз мелькает на страницах книги имя Клауса Циммера, представителя фирмы ФАБ в Прикамье.

Отношения Неверова и Циммера были дружеские: Клаус Циммер был одним из тех, кто спонсировал издание автобиографии. После того, как Неверов отправили на пенсию, а стройку заморозили, Неверов не раз публично заявлял о том, что березниковская сторона сильно подвела «лично К.Циммера», и, мол, по этой причине фирма понесла «огромные убытки».

В упомянутой служебной записке Сергея Кушнина одним из доводов против воссоединения «Сурмога» с «Водоканалом» было то, что в 1994-1998 годах (т.е. когда «Сурмог» подчинялся «Водоканалу») был подписан (цитируем) «необдуманный дорогостоящий контракт с фирмой ФАБ». В результате, писал Кушнин, стоимость строительства возросла. По более поздним подсчётам – почти в два раза.
Согласно договору с немцами березниковская сторона обязалась не только заплатить немцам за работу, но и оплачивать таможенные пошлины, налоги и т.д. Городская дума это узнала лишь в прошлом году и очень удивлялась.

Факт. Игорь Неверов, внимательно и скрупулезно собиравший любые факты своего участия в судьбе Березников, в автобиографической книге отвел «Сурмогу» несколько скупых строчек. А время работы на «Сурмоге» ограничил только 1997 годом.
Еще факт. В 1994 году главой администрации нашего города являлся Сергей Кушнин. Который в 1995 году громко ушёл в отставку и возглавил «Ависму». Кстати, березниковская власть первоначально предполагала рассчитываться за немецкие кредиты ависмовским магнием. И, кстати, чтобы заплатить немцам 16 миллионов дойчемарок в 1996 году, мэрия взяла кредит у банка «Менатеп», тогдашнего собственника «Ависмы».

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАБАВЫ
В 1997 году Кушнин был отставлен с «Ависмы» и находился практически в свободном полёте.

В 1998 году «белый дом» неофициально начал подготовку к следующим выборам мэра. Сергей Кушнин в это время мог считаться одним из вероятных претендентов на кресло градоначальника.

В 1998 году решением Александра Мошкина «Сурмог» был выведен из состава «Водоканала», директором его назначен Кушнин, с ним был подписан контракт сроком на три года.

Кушнин не принял участия в выборах мэра и в Государственную думу в 1999 году, в выборах в Городскую думу в 2000 году и в выборах в Законодательное Собрание и мэра в 2001 году.

В сентябре 2001 года срок контракта с Кушниным истёк.В сентябре 2001 года контракт с Кушниным был продлён. В октябре 2001 года было принято принципиальное решение присоединить "Сурмог" к "Водоканалу".

В ПОИСКЕ ДЕНЕГ
По словам самого Кушнина, условия контракта не обязывали его искать инвестиции для завершения строительства.
Однако четыре года назад, когда сорвался проект с немецкими банками, Мошкин поручил директору «Сурмога» искать инвестиции. У Кушнина было много предложений - взять кредиты с Сбербанке, Промстройбанке, Транскапиталбанке, в областном бюджете.

Была идея создать акционерное общество с участием ООО «Межрегионгаз» и при помощи соликамских властей построить газотубринную электространцию.
На строительство по распоряжению Мошкина был в 2000 году взят кредит во Внешторгбанке - 11 миллионов рублей. Еще 7 миллионов выделила область. Впрочем, областные миллиону «Сурмог» не получил - платёж шел через городскую казну, а городу как всегда не хватало денег на более важные нужды. Областное контрольно-ревизионное управление посчитало такое использование областных денег нецелевым.

С МЁРТВОЙ ТОЧКИ
В декабре 2000 года Законодательное Собрание приняло решение о предоставлении гарантии областной администрации для получения банковского кредита в размере 300 миллионов рублей для окончания строительства. Немалую роль в этом сыграли тогдашние депутаты ЗС Александр Поликша и Виктор Карпов.

Одним из обязательных условий выделения кредита областные законодатели назвали проведение экспертизы. Причем, экспертизы не только самого проекта, но и ранее принятых решений. Например, насколько обосновано привлечение к строительству иностранных фирм, действительно ли будущему водозабору требуется собственная энергоустановка, не предусмотренная первоначальным проектом?

Неоднократные переговоры в прошлом году вице-губернатора по экономике Виктора Карпова с чиновниками березниковской администрации по поводу «Сурмога» заканчивались ничем. По словам самого Карпова, «после решения ЗС, началось изучение проекта по новой. Никто из городских руководителей так и не смог мне толком ничего представить. Ни расчетов потребностей города в воде, ни предложений по возвращению кредита».

Дело с мертвой точки сдвинул визит Юрия Трутнева в Березники. На раздумье нашим властям было отпущено два месяца.
Почти сразу после губернаторского визита из уст первых руководителей города прозвучала фраза о том, что от «Сурмога» нужно только 20 тысяч кубометров воды в сутки. То есть в три раза меньше первоначального проекта.

По словам заместителя директора «Сурмога» по финансовым вопросам Елены Ахрамковой, договор на корректировку проекта был заключен с екатеринбургским «Водоканалпроектом». Однако работа так и не началась. Потому что официального документа о том, сколько воды должен выдавать «Сурмог», так и не появилось.

С МИРУ ПО НИТКЕ
Были рассчитаны и новые тарифы на воду для населения. С тем, чтобы полученный для строительства водозабора кредит из областного бюджета был возвращен с миру по нитке. Это позиция не столько местной власти, сколько областной. Сегодня за счет тарифов на воду перестраивается система водоснабжения Перми.

Предварительные расчеты специалистов «Сурмога» и планово-экономического управления городской администрации дали 67 рублей с копейками. В месяц с одного прописанного жильца. Почти в три раза выше действующего тарифа.Здесь можно повториться и напомнить, что у «Водоканала» имеются собственные, требующие затрат проблемы, и долги, и т.д. Возможно, что сверхзадачей нынешней проверки «Водоканала» специалистами планово-экономического управления администрации является расчет оптимального уровня тарифов на воду. Чтобы народу не было накладно, но хватило и «Водоканалу», и на «Сурмог».

МЕРТВЫЙ ВОДОЗАБОР
Почти год как прекратились основные строительные работы на водозаборе. Подземная часть «Сурмога» выполнена по немецкой технологии из пластиковых труб, поэтому грозят ей, разве что, мыши. Что касается самих скважин, то строители гарантируют их сохранность в течение 20 лет. Разрушаться, по словам, строителей будет прежде всего водовод до Березников.

А вообще-то специалисты говорят, что водозабор живет, когда он работает.

Реорганизацию предприятия работники «Сурмога» переживают, как личную трагедию. Но, по большому счету, это означает, что поставлена точка на одной из страниц истории водозабора «Сурмог». Следующую страницу, судя по всему, будут писать новые люди.

Алена КОЗЫРЕВА
Андрей ЛУЧНИКОВ

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


коммунальное хозяйство