Прилетит к нам учитель в голубом вертолёте?

Текст: Фёдор Сажин

Этим летом пришли известия: с 2020 года, согласно новым федеральным стандартам, третьим обязательным предметом ЕГЭ для всех выпускников станет иностранный язык. Пермь как «инновационная» площадка вполне может включиться в этот процесс раньше. Грядущие события тем не менее уже сейчас обращают внимание чиновников и экспертов на то, насколько хорошо мы знаем иностранные языки. Или не знаем. А если не знаем – то почему?

В России всё большую популярность приобретают курсы по изучению восточных языков. Азиатская доминанта новейшего времени невольно взывает к новым реалиям и сподвигает иных соотечественников даже к постижению иероглифического письма. Но это удел немногих. А большинству даже традиционно изучаемые в школах европейские языки – и те всё ещё плохо даются.

УСКОЛЬЗАЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ
Считается, что советская модель образования, которую тот же Китай перенял, «расширил и углубил», стала одним из элементов фундамента «экономического чуда» восточного соседа. Однако в советском образовании при всех его плюсах – способности генерировать учёных, грезящих космическими полётами, – пожалуй, всё же был один большой изъян. И он, похоже, перекочевал из СССР в новейшее время: в Стране Советов из рук вон плохо обстояло дело с изучением иностранных языков.

И в общем понятно, почему. 80% успеха в изучении иностранного языка, как утверждают психолингвисты, составляет мотивация. Подавляющее же большинство тех, кто жил «за занавесом» знали, что иностранный язык вряд ли пригодится. Поэтому преподавали не сам язык, на котором говорят в мире, а его строение. Отсюда и все эти изящные рассуждения и схемы – что после чего ставить и чем герундий отличается от причастия и от отглагольного существительного. Такие объяснения всегда были хороши для диссертации. Но бегло говорить от них никто не начал.

Как утверждают критики этой системы, ныне имеющиеся учебники и методики также черпаются из этой традиции. И созданы они не для того, чтобы вы стали понимать pечь на чужом языке и сами начали на нём говорить, а являют из себя отчёт авторов о том, что они в подробностях знают систему строения грамматики английского языка середины прошлого века.

Литературный герой Макар Нагульнов за четыре месяца вы- учил… восемь английских слов, с его точки зрения, «особо революционных»: «революшьен», «коммунистишьен» и т. д. По признанию Макара, знание иностранного языка понадобилось ему для того, чтобы при первой же возможности принять самое активное и деятельное участие в мировой революции.

Этого ему казалось достаточно… Но даже с отменой «железного занавеса» особого прорыва не случилось. Система преподавания в общем-то осталась прежней: успешность в освоении иностранного до сих пор частный случай честолюбивых учеников отдельных «элитных школ» и гимназий да единичных прозрений педагогов. Желание наконец выучить язык возникает у человека часто уже во взрослом, сознательном возрасте.

КОГДА НАЧИНАТЬ?
«Мы все учили английский в школе, но сейчас все его будут учить со второго класса. Легко и свободно говорящих и понимающих английскую речь – единицы», – констатировала начальник департамента образования администрации Перми Людмила Гаджиева на недавнем «круглом столе», посвящённом перспективам ЕГЭ по иностранному языку. Пытаясь осознать, с чем и как подходить к 2020-му, чиновники от образования и директора школ уже сейчас пытаются прикинуть, что нужно сделать к вышеуказанной дате.

По большому счёту, измениться должно многое: методики, психологический портрет учителя, который, в свою очередь, должен пересмотреть своё отношение к ученикам. «Надо стараться формировать истории успеха каждого отдельного ученика, а не только выявлять ошибки и указывать на них», – полагает заместитель директора языковой, «билингвальной» школы №22 Лариса Лейбман.

Восемь лет, оставшиеся до введения стандарта, – много это или мало? В общем-то – это фактически уже сейчас. Ибо уже нынешние вторые-третьи классы – это те ребятишки, которым предстоит испытать на себе грядущий экзамен к одиннадцатому классу. «Если мы с первых классов внутреннюю мотивацию у ребёнка не начнём воспитывать, то тогда мы можем оказаться в очень знакомой ситуации – к 9-му классу ребёнок вдруг поймёт: столько времени потрачено, учить английский надо, но не хочу…» – делится наблюдениями представитель языкового центра «Britannia» Ксения Спешилова.

Среди программных решений и деклараций – авторизация школ в международном бакалавриате по примеру школ №№ 12, 22 и 84, создание структурных подразделений (открытие групп иностранного языка в отдалённых школах), распространение изучения иностранного языка в общеобразовательных школах через билингвальные модули (преподавание некоторых предметов на иностранном языке) и др. Средства на внедрение новых технологий обучения иностранному языку планируется заложить в программу развития системы образования города Перми с 2014 года.VOULEZ-VOUS «В СЕЛО» AVEC MOI?
Подготовленные в вузах молодые учителя «иняза» пока не спешат влиться в ряды педагогов, стараясь отыскать иное применение себе в жизни. Незакрытые вакантные преподавательские места существуют почти во всех районах города. За пределами краевого центра царит форменное кадровое опустошение.

«Наша экспертная группа работала в Нытвенском районе, – рассказывает директор пермской школы №12 Елена Ракинцева. – Приезжаем в деревню – а в ней токарь преподаёт физику. Иностранный же язык не преподаётся уже несколько лет. Рядом соседняя деревня – та же самая картина. Следующая деревня – ситуация такая же». Для Елены совершенно очевидно, что сельские детишки к моменту введения ЕГЭ по иностранному могут оказаться абсолютно неконкурентоспособными. «Говорить об их статусе – социальном и материальном – будет достаточно сложно. А ведь это тоже граждане нашей страны, и мы также должны о них думать», – заключает педагог. История потерянного поколения начинает формироваться уже сейчас? Частично разрешить ситуацию планируется созданием всё тех же «структурных подразделений» в районных центрах. Но есть варианты и более радикальных решений. Речь идёт об опыте, который в Пермском крае попытаются перенять от финнов, – о проекте «Мобильный учитель».Одна из соавторов проекта Елена Ракинцева рассказывает: «В Финляндии на дальние хутора финские учителя буквально сбрасываются с вертолёта. В понедельник они на одном хуторе, во вторник – на другом, в среду – на третьем». Возможно, до прямых «сбрасываний» у нас не дойдёт. Основной бонус для такого сельского учителя – безвозмездное пользование автомобилем-внедорожником. Инициатива нашла поддержку у краевых властей и в качестве эксперимента должна будет пройти апробацию на территории Очёрского, Пермского и Соликамского районов.

Однако есть повод вспомнить ещё более фундаментальный опыт постижения языка, основанный на «естественной мотивации», не зависящей, по большому счёту, ни от учителей, ни от методик, ни от учебников. Почему, например, вся Скандинавия идеально говорит на английском языке? Ни Франция, ни Германия – а именно Скандинавия? Вспомним хотя бы певцов из скандинавских АBBА, A-ha (а ещё Ace of Base или Alphaville), идеально поющих на «инглиш»…

Специалисты рассказывают – скандинавы смотрят зарубежные фильмы без дубляжа. У них практически не переводится ни художественная, ни бизнес-литература. И если человек изучает экономику, то новую вышедшую книгу на эту тему он изучает на языке первоисточника. Это и есть «естественная мотивация». У нас тоже сегодня почти у каждого подростка с компьютером и доступом во Всемирную сеть имеется свой набор любимых «сериалов», скачиваемых из Интернета. Чуть более продвинутые уже сейчас стараются смотреть на языке «оригинала», на время просмотра растворяясь в языковой среде. Другие – не ограничиваясь сериальной продукцией – с гурманской последовательностью, в прежние времена доступной, пожалуй, только узким специалистам-киноведам, – отсматривают авторское кино.

А может, отсутствие где-нибудь на периферии современных кинотеатров-«мультиплексов» с обилием переводных голливудских кинолент можно представить как преимущество? А что? Перми известны случаи, когда школьники из Губахи или из Кунгура при наличии доступа в Сеть становились победителями международных олимпиад по программированию. Культурное погружение в мир кино может оказаться не менее увлекательным делом для пытливого ума. Кто знает, возможно, в скором будущем вполне реально будет встретить где-нибудь под Губахой или под Кунгуром юного апологета раннего Ж.-Л. Годара, поднабравшего словарный запас благодаря шедеврам «новой волны».

Тогда, глядишь, и ЕГЭ как-нибудь приложится.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс