GROW на "Ависме"

Как расширить возможности управленческого взаимодействия с персоналом, раскрыть личностный потенциал каждого сотрудника, мотивировать его к более эффективной работе? Ответы на эти вопросы искали 14 топ-менеджеров «Ависмы» в рамках тренинга-семинара «Инструменты коучинга», прошедшего в середине февраля на базе учебного центра комбината/ Фото: "Металлург"

Текст: Татьяна Климина

Как расширить возможности управленческого взаимодействия с персоналом, раскрыть личностный потенциал каждого сотрудника, мотивировать его к более эффективной работе? Ответы на эти вопросы искали 14 топ-менеджеров «Ависмы» в рамках тренинга-семинара «Инструменты коучинга», прошедшего в середине февраля на базе учебного центра комбината.

Бизнес-тренер Александр Гурихин уже знаком металлургам «Ависмы»: в октябре он обучал работников кадрового резерва на должности начальников цехов и отделов по своей программе «Вовлекающий менеджмент». На сей раз Александр Исаевич также приехал со своей авторской разработкой, успешно апробированной в ряде крупных российских компаний.

Коучинг - достаточно молодая модель личностного и профессионального развития, которая сформировалась лишь в конце XX века. В бизнес-менеджмент термин был введён в начале 1990 годов английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором.

Спрос на тренинги по коучингу непрерывно растёт, поскольку это универсальное учение можно эффективно применять во всех сферах жизни и бизнеса. Его суть коротко можно выразить так: «Я могу показать тебе дверь, но войти в неё можешь только ты сам». В мире существуют четыре основные системы обучения: наставничество, менторство, тьюторство и коучинг. Наставник учит по своей модели. Ментор рассказывает свою жизненную историю, демонстрирует свой опыт, но никакой модели не даёт - ему безразлично, как обучаемый использует этот опыт для реализации своих жизненных установок. Задача тьютора - дать определённую научную модель (технологию), а потом проверить, как человек применяет её в своей деятельности. Коуч же не даёт советов и жёстких рекомендаций, а помогает найти решения вместе с обучаемым.

Первым коучем на Земле можно считать Дельфийского Оракула. Когда человек, преодолевая огромные расстояния, приходил к нему за советом, Оракул спрашивал: «А сам ты что думаешь по этому поводу? Что ты сделал для решения своей проблемы?»

Александр Гурихин: «Коуча можно сравнить с передним приводом в автомобиле. Задавая определённые вопросы, он «тянет» обучаемого вперёд, помогая повысить уровень осознания того, что он делает, и ответственность за свои поступки. Наставник же играет роль заднего привода. Он «подталкивает» обучаемого к выполнению какой-то задачи. Хороший руководитель должен быть «полноприводным», но чётко представлять себе, когда и с каким сотрудником включать тот или иной привод. На тренинге сначала мы в деталях сравниваем классическое наставничество с коучингом. Практически каждый руководитель в той или иной мере применял его инструменты в общении с сотрудниками, но делал это неосознанно. А в рамках тренинга мы моделируем ситуации именно осознанного их использования в управленческой деятельности».

При коучинговом подходе руководитель при постановке задачи перед сотрудником выстраивает с ним беседу по 4-этапной методике GROW (РОСТ): Goal - Расстановка целей; Reality - Обследование текущей ситуации для понимания реальности; Options - Спи- сок возможностей и альтернативных действий; What - То, что надо сделать для выполнения задачи.

Для более чёткого понимания преимуществ коучинга бизнес-тренер предложил нашим топ-менеджерам необычное практическое задание - смастерить бумажные кораблики. Оно включало два этапа. Сначала, разбившись на две группы, директора выбрали себе наставников, которые делают эти кораблики хорошо, и под их руководством обучались 8 минут. А затем сдавали «зачёт»: самостоятельно мастерили свои модели, стараясь уложиться в отведённое время - 1 мин 10 сек.

В итоге разрыв составил от 53 сек до 1 мин 27 сек. Второй этап содержал демонстрацию приёмов коучинга. Выбрав одного из участников, тренер задавал ему вопросы по методике GROW, не давая никаких подсказок, и в итоге помог оптимизировать процесс сборки кораблика. Обучаемый улучшил своё время с 1 мин 15 сек до 45 сек.

Александр Гурихин: «Наставничество как модель обучения тоже нельзя исключать. Но на этом примере видно, насколько эффективно применение технологии коучинга при работе с уже подготовленным участником. На производстве с компетентными сотрудниками тоже лучше использовать такой подход для повышения мотивации и результативности их труда. Безусловно, коучинг, как и любая концепция, работает на определённой территории и имеет свою кнопку «Стоп». Его главным требованием является доверие! Если между руководителем и сотрудником по разным причинам его нет, приёмы коучинга не сработают».

Умение слушать, слышать и задавать вопросы - ещё один важнейший инструмент коучинга. Для его отработки участникам тренинга были предложены ролевые задания по группам. Каждой группе предстояло справиться с поставленной тренером кадровой проблемой путём создания определённой атмосферы общения. Из неё коллеги, которым отвели роль этой самой «проблемы», должны были понять, какую цель преследует группа. Так, например, некоторое время директору по качеству, экологии и сертификации Николаю Осипенко пришлось доказывать перед новым «руководством» свою незаменимость в качестве политического обозревателя газеты, тогда как это самое «руководство» в лице заместителя директора по связям с общественностью Елены Сажиной так вовсе не считало и на данного сотрудника имело другие виды.

А что будет, если на предприятии вообще откажутся от использования коучингового подхода? Это, по словам бизнес-тренера, приведёт к снижению мотивации компетентных сотрудников и явно не будет способствовать повышению результативности их работы и деятельности компании в целом. Топ-мененеджеры «Ависмы» с этой точкой зрения согласились.

Оксана Еникеева, зам. директора по управлению персоналом: «Тема тренинга «Инструменты коучинга» очень полез- на и важна для представите- лей топ-менеджмента любого предприятия, так как имен- но им необходимо принимать судьбоносные для сотрудников и компании решения и нести за них ответственность. В таком формате обучение высшего руководства комбината не проводилось уже 10 лет. Важно, что атмосфера тренинга позволяла в неформальной обстановке найти грамотные решения для реальных производственных ситуаций, к которым не удавалось прийти на «оперативках».

Ирина Сычёва, гл. бухгалтер «Ависмы»: «Любая учёба в принципе полезна, потому что даёт возможность на время отойти от напряжённого ритма работы, но не абстрагироваться от неё, а по-новому, в интересной игровой форме взглянуть на, казалось бы, привычные вещи. Мы освежи- ли, в общем-то, очевидное, но очень важное знание: ответ всегда зависит от вопроса, и насколько правильно будет поставлен вопрос - настолько точной и конструктивной будет ответная информация. Что касается меня, то многие приёмы я подсознательно уже использовала в своей работе, тренинг же назвал это всё своими «научными» именами, помог структурировать интуитивные знания и убедиться, что я на правильном пути, но нужно постоянно совершенствоваться!»


Опубликовано: корпоративная газета "Металлург"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


цветная металлургия