Она "не вернёт Пастернака в библиотеку"

Березниковская старшеклассница Ульяна Белкина приняла в нём участие и показала отличный результат - её сочинение «Я не верну Пастернака в библиотеку » принесло своему автору диплом финалиста/ Фото: "Металлург"

Текст: Юлия Евсеева

В прошлом году после 10-летнего перерыва Министерство образования и науки РФ вернуло в российские школы итоговое выпускное сочинение. А в мае нынешнего года был учреждён Всероссийский конкурс сочинений, призванный возродить традиции написания этой творческой работы и способствовать развитию связной письменной речи у школьников. Березниковская старшеклассница Ульяна Белкина приняла в нём участие и показала отличный результат - её сочинение «Я не верну Пастернака в библиотеку » принесло своему автору диплом финалиста.

Вопреки предположению, литература не является для Ульяны профильным пред- метом: с 8-го класса, то есть с самого своего прихода в лицей №1, она учится в информационном классе. С будущей профессией девушка уже определилась - станет программистом.

«Во-первых, это надёжная профессия, - делится Ульяна своими мыслями. - В наше компьютерное время она точно обеспечит меня заработком. Во-вторых, будучи ученицей математического профиля, наиболее глубокими знаниями я обладаю именно в этом направлении. Сдавать экзамены по профильным дисциплинам мне будет проще, а я стараюсь реально оценивать свои силы».

И всё же любимым занятием для Ульяны остаётся чтение. Оно, по признанию школьницы, расслабляет, дарит новые эмоции и тем самым затягивает. Есть от чтения и практическая польза.

«В начальной школе у меня были большие проблемы с русским языком как с предметом, я очень безграмотно писала. Но в пятом классе попала к удивительному педагогу - Ирине Ивановне Брюхановой, учителю русского языка и литературы школы №24. Она пробудила во мне интерес к своим предметам - и нестандартной техникой преподавания, и вообще своей личностью. Привила мне любовь к чтению именно Ирина Ивановна. С тех пор уровень грамотности стал неуклонно расти. Сейчас ошибки в моей письменной речи довольно редки» – говорит Ульяна Белкина.

«Я не верну Пастернака в библиотеку» - так Ульяна назвала свою работу, написанную в жанре эссе. Во вступлении даётся краткая история того, как сборник стихов («потрёпанная синяя книжка, в которой, скорее всего, не хватает пары страниц») попал автору сочинения в руки; затем следует анализ двух стихотворений - «Зимняя ночь» и «Никого не будет в доме…».

Первое вызвало у старшеклассницы сочувствие, сострадание к лирическому герою - в нём, по рассуждению Ульяны, Пастернак передаёт боль расставания с предметом своей давней любви. «Бедный, бедный гувернёр», - подытоживает она свои размышления.

Второе стихотворение «мягкое и нежное; после него в голове чувствуется приятный покой». Однако мысль, что с книгой вскоре придётся расстаться, не даёт девушке покоя: «Бросить её в библиотеке на растерзание другим ненасытным читателям? Остаться без места, где я нашла покой? Нет, нет, нет. Я не верну Пастернака в библиотеку».

«Это полностью самостоятельная работа старшеклассницы - без редактуры, корректуры и цензуры. Кстати, она является «производной» от более раннего сочинения: в прошлом году я предложила своим ученикам поучаствовать в «Пастернаковских чтениях», Ульяна единственная откликнулась, написала - и стала лауреатом. Для всероссийского конкурса ей пришлось выполнить непростую задачу - сократить текст до требуемого объёма и переработать форму дневниковых записей в эссе. Она блестяще с этим справилась. Но я и не сомневалась в результате: по её активности на уроке, по письменным работам мне было ясно, что это вдумчивый, умный читатель, и после участия в «Пастернаковских чтениях» я убедилась, что с ней можно и нужно работать» – отмечает Елена Ельцова, учитель русского языка и литературы лицея №1.

Однако - небольшое «но». «Не чувствуется ли вам в названии работы некоторая некорректность?» - осторожно спрашиваю в процессе беседы. «А что вас смущает?» - «Знаете, нас в школе учили обязательно возвращать книги в библиотеку… Впрочем, наверное, если воспринимать нежелание возвращать книгу только как первую мысль, душевный порыв после прочтения…» - «Да-да, именно это и имелось в виду!» - подхватывает мою мысль педагог, и мы втроём дружно решаем, что название было бы уместно завершить многоточием, которое и сняло бы эту самую некорректность.

В дружеском окружении Ульяны все ребята тоже увлекаются чтением. Это получается само собой, объясняет девушка: интерес и симпатию при знакомстве вызывают те, кто хорошо говорит, правильно строит фразы. А это, как всегда оказывается, - прямое следствие любви к литературе. Недаром говорят: чтение - зарядка для ума!


Опубликовано: корпоративная газета "Металлург"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью