Березники. За кулисами вечной памяти павшим

Каждый День Победы в Березниках у Вечного огня, на Мемориале Победы выставляется почётный караул, творится торжественный ритуал, сюда приходят сотни березниковцев, чтобы вспомнить своих родственников и всех, кто ковал Победу в той войне. 80-я годовщина Победы будет ещё более торжественной. Но за кулисами ритуальных речей о вечной памяти павшим есть проблемы.

Текст: Андрей Першин

2009 год, июль. Зашёл на воинское захоронение в Кропачево, чтобы сфотографировать обелиск. Пошёл по рядам, читая фамилии бойцов. Кто эти люди, волею судьбы навечно оставшиеся в нашем городе? Записал несколько фамилий с памятников. Начал сверять с данными ресурса «Мемориал», который содержит информацию о погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Так началась моя работа с военными документами.

В первые же дни были найдены паспорт местного захоронения и книги учёта умерших в березниковских госпиталях № 3129 и № 3143. Выяснил, что самых первых умерших в 1941 году хоронили на старом кладбище города Березники (вряд ли это какое-то другое, кроме того, что было у будущего пруда). С апреля 1942 уже всех хоронили в Кропачево.

Все имена из найденных документов были сведены в единый список, и началась работа отдельно по каждой фамилии. За четыре месяца первичный список из 272 человек подрос до 350. Практически везде был чётко указан один из местных госпиталей и место захоронения - г. Березники, Дедюхино или Лёнва. В итоге получилась база данных, на основании которой можно было делать какие-то выводы.

ПОКА БЕЗВЕСТНЫЕ
А выводы совсем безрадостные: пропало больше 70 бойцов. То есть в списках, которые были составлены на основе документов «Мемориала», фамилии этих людей есть. А по факту – на памятниках на мемориале – их нет.

Пытался выяснить, почему так получилось. Но крайне мало информации о том, что происходило с захоронением в период с 1948 по 1992 год. Единственные достоверные факты: в 1958 году на кладбище в Кропачево был установлен обелиск, в 1954 году из Дедюхино были перенесены могилы воинов. В каком-то году произведён перенос части воинских могил на самом кладбище. Ситуацию прояснили бы книги учёта захоронений местной ритуальной организации, но за 1940-1957 годы они якобы сгорели во время пожара.

В итоге обратился в горадминистрацию и к мэру Сергею Петровичу Дьякову. Замечу, что в администрации к моему обращению отнеслись со всей серьёзностью, нашли и распечатали кипу подтверждающих документов с сайта «Мемориала». Но на этом дело стало. Я продолжал понемногу искать другие имена, работая с Орлинским и Соликамским захоронениями.

ВСЕГО ЛИШЬ ЭПИЗОД
23 сентября 2012 года один велосипедист, проезжая в районе речки Волим, что у деревни Володин Камень, обнаружил на дороге несколько табличек из нержавейки. На них были указаны имена, звания и даты жизни воинов, умерших в годы войны.

Человек аккуратно собрал таблички, сложил их на обочине и, вернувшись домой, сообщил о находке на Березниковском Форуме. Само собой, на следующий день на место выехала миниэкспсдиция, в которую вошёл и автор этого материала. Мы собрали всё, что смогли обнаружить. Хотя с металлоискателем результат был бы другой.

Позднее выяснилось, что накануне 9 мая 2009 года таблички были заменены на современные, а старые сданы администрации кладбища. Что случилось потом, узнать не удалось. Таблички эти до сих пор лежат у меня дома. Выбросить их не могу.

ЦИФРЫ, БЬЮЩИЕ В СЕРДЦЕ
Продолжая анализировать и изучать собранную информацию о захороненных в Березниках военнослужащих, обнаружил много ошибок и неточностей в личных данных воинов. В итоге был составлен уточнённый список. И снова последовало обращение в администрацию города. Оттуда меня направили в городской военкомат.

Обратился. Передал все наработки и попросил военкомат помочь с уточнением информации. Мне помогли. Оказалось, что практически все умершие воины учтены в записях березниковского ЗАГСа. Это особенно важно в отношении тех, кто умер в госпитале инвалидов войны после 1945 года. Информации о них нет в архивах «Мемориала».

Теперь немного цифр. Те, кто скончался в крупных госпиталях (№№3129, 3143, 2561), почти все нашлись на городском кладбище. А вот с небольшими госпиталями оказалось сложнее: эвакогоспиталь №2346 - умерло 18 человек, из них 13 не найдено; №2431 - соответственно 21 и 13; №3953/5947 (Лёнва) - 9 и 6; №3783/5932 (Дедюхино) - 16 и 14. Итого из 64 воинов, умерших в малых госпиталях, исчезло 46 бойцов. Их могил на городском кладбище нет. При этом жители Дедюхино вспоминают, что перед затоплением перезахоронили четырёх воинов.

В посёлке Орел (там был крупный госпиталь №3142) оказалось утрачено более 120 захоронений. Но в 2013 году орлинская админи¬страция на грант от «Лукойла» установила новый памятник, на котором увековечили почти всех бойцов, чьи могилы исчезли.

«ДВОЙНИКИ»
В процессе анализа данных было установлено, что сейчас на воинском захоронении 12 человек имеют по две могилы. Ещё 6 человек – предполагаемые «двойники», их персональные данные очень схожи. Один боец предположительно имеет три (!) могилы: Головунин К.Н. - Голубинин К.Н. - Толбунин К.Н.

Что имеем в итоге? Около 20 могил можно считать услов¬но безымянными. Возникает во¬прос: а кто же тогда захоронен в этих «безымянных» могилах и как с ними быть? Закрыть глаза и пусть будет как есть? Но это ведь кощунство по отношению к умершим воинам!

НЕОЖИДАННОСТИ
Перейдём к следующему интересному моменту, касающемуся госпиталя инвалидов войны. После того как военкомат помог установить имена и отчества отдельных воинов, был проведён поиск информации по базе «Подвиг народа», так как к концу войны очень многие воины уже заслужили боевые награды. И - о, чудо! - в наградных документах указано, что они либо призывались местным Ворошиловским РВК, либо указано место послевоенной работы, либо военкомат относится к Уральскому региону.

В частности, удалось узнать, что Шишенков Пётр Сергеевич, участник оркестра ДК Ленина, числился работником «Азота» ещё с довоенных времён, что подтвердил отдел кадров. К сожалению, его личное дело было уничтожено, остались только общие данные. Кутузов Михаил Павлович, 1910 года рождения, призван Котласским РВК, работал на березниковском радиоузле. Был также проведён поиск родственников в городе. И снова неожиданность: родственники нашлись. Контакт получилось наладить с родственниками Тургаева А.С. Выяснилось, что они давно потеряли могилу, которая когда-то попала под перезахоронение.

В ФЕВРАЛЕ 2015-ГО
Глава города с экрана телевизора известил, что ко Дню Победы запланирована капитальная реконструкция воинского захоронения, на которую выделено из горбюджета более 10 миллионов рублей. Этот контракт заявлен в начале февраля, к концу месяца определены исполнители, которые срочно приступили к делу. Правда, у меня возникло сомнение, что они имеют опыт проведения подобных работ.

Но тем не менее работа закипела. Старые могилы были снесены, и совсем не факт, что обновлённые встали на то же место. При этом было быстро изготовлено 274 памятника и, как удалось установить при посещении мемориала, со всеми старыми серьёзными ошибками, которые никто и не думал исправлять. Хотя уточнённая информация была передана в военкомат и Управление культуры городской администрации.

В ответе из горадминистрации было сказано, что будет создана рабочая группа по увековечиванию памяти воинов, чьи могилы были утрачены. В неё войдут работники музея, представители совета ветеранов, краеведы.

Ох уж эти «группы» и «комиссии»... Раньше надо было создавать, проработать вопрос, прежде чем вбухивать деньги в реконструкцию. Теперь все старые ошибки исполнены в граните, и в очередной раз мы услышим, что никто не забыт.

Никто?..


Автор – гражданин города Березники
Опубликовано: газета «Новая городская», город Березники, Пермский край
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Великая Отечественная

История