Средний сын

Текст: Марина Сизова

В Соликамске вспоминали создателя первого российского ботанического сада.

Учёные из Тулы, Серова, Нижнего Тагила, Москвы собрались в Соликамске. Здесь состоялось мероприятие, ставшее уже традиционным, – «Демидовские встречи», собирающие всех, кто тесно связан с родом богатейших российских предпринимателей и меценатов Демидовых.
В Соликамске бережно и трепетно выпестывают новый бренд, связанный с именем Демидовых. Если быть точнее, с именем Григория, среднего сына создателя демидовской «империи» Акинфия Демидова, известного российского заводчика и земле­владельца. Первая часть «Демидовских встреч» – это научная конференция, в которой участвовали больше двухсот человек. После состоялся круглый стол, на котором обсуждался будущий юбилей – трёхсотлетие со дня рождения Григория Демидова.

ПРИ РАСПАДЕ «ИМПЕРИИ»
Создателем «империи» Демидовых, которая к середине XVIII века производила 52 процента всего русского металла, был Акинфий Демидов, постигавший металлургические секреты в Саксонии. У него было три сына, к которым перешли имения и заводы, разбросанные по всей России. Перешли со скандалом, который дошёл до столицы. Ситуация была накалена до такой степени, что разрешать её пришлось императрице. А всё потому, что Акинфий завещал всю свою «империю», видимо опасаясь её развала, в одни руки, и главное кому – младшенькому, Никите. А два старших сына, стало быть, оставались практически ни с чем. Особенно было обидно первому сыну, Прокопию, который по старшинству надеялся на львиную долю семейного богатства.

Как бы то ни было, после семейного скандала наследство было поделено между братьями по справедливости, на почти равные части. Причём так, что все согласились с таким разделом. А поскольку между братьями согласие было такое же, как между лебедем, раком и щукой, роль миротворца взял на себя Григорий Демидов, средний сын Акинфия. Делил он отцовскую «империю» целых двенадцать лет. Себе взял ту часть наследства, что братьям негоже. В том числе – земли в Соликамске. Отец послал Григория в Соликамск, когда тому было ещё только лет пятнадцать, в надежде, что сын поспособствует развитию солеваренного промысла и строительству заводов. Соликамск в то время был в самом расцвете сил, он являлся начальной точкой Бабиновского тракта, соединявшего Европейскую Россию с Уралом и Сибирью. Здесь Григорий женился на Анастасии Суровцевой, чей род играл заметную роль на протяжении двухсот лет как в солеварении, так и в общественной жизни Соликамска. Было у них с Григорием, по разным данным, то ли десять, то ли одиннадцать детей.

Кто знает, может, потому и не хотел оставлять отец наследство своим старшим сыновьям, поскольку не чувствовал в них особой предпринимательской жилки. Григорий, к примеру, больше увлекался ботаникой и садоводством. Долго он на Урале не задержался. Переехал с семьёй в Петербург. Самый заметный след, который он оставил в Соликамске, – это ботанический сад, первый частный научный ботанический сад в России.

Так получилось, что нынешние «Демидовские встречи» совпали с несколькими знаковыми датами. Со смерти Григория прошло 250 лет. И 280 лет – со времени появления сада, который сейчас в Соликамске пытаются воссоздать. (Кстати, его брат Прокопий тоже увлекался садоводством, позже он создал знаменитый ныне Нескучный сад на берегу Москвы-реки.)

А НА 59-Й ПАРАЛЛЕЛИ САДЫ ЦВЕТУТ, ИЛИ МЕДАЛЬ НА ШЕЮ
Во время конференции жителям и гостям города были вручены общественные медали с профилем Григория Демидова «За идеалы просвещения». Первым вручили медаль соликамцу Анатолию Калинину, благодаря которому семнадцать лет назад был возрождён Соликамский ботанический сад. Он носит имя Демидова.

В Соликамске «ранжереи» появились в 1731 году. По легенде, Демидов сделал такой необычный подарок своей жене.

Вот как описывает появление сада известный краевед, кандидат географических наук Леонид Баньковский: «Летом 1731 года в Соликамске произошло два заметных события – женитьба Григория Демидова на Настасье Суровцевой и посадка молодыми в своей усадьбе большого сада. Никто бы не удивился, если бы сын заводчика и дочь солепромышленника заложили домну или промысел, а то ведь всю весну, лето, осень и зиму, кроме этого сада да ящиков и бочек с растениями, молодая чета ничего знать не хотела. Местных жителей особенно поражало, что для заморских растений ставят избы, прорубают в них невиданно широкие окна, а часть крыши кроют стеклом. И называют эти избы чудным словом – «ранжереи».

Слава о первом в России научном ботаническом саде пошла по всему миру после начавшейся дружеской переписки Григория Демидова и известного шведского естествоиспытателя Карла Линнея, родом из Упсалы.

И вот сейчас сад восстанавливается. Сегодня соликамцы заражены идеей. Соликамск, как и Упсала, находится на 59-й параллели. На этой же параллели расположены Магадан, Тула, Серов… А что если дружить городами, которые находятся на этой параллели? Точнее, дружить ботаническими садами?

«Григорий Демидов выращивал в своём саду даже ананасы! Интересно было бы поделиться опытом, а какие экзоти­ческие растения можно выращивать в наших северных широтах», – размышляет менеджер проекта «Демидовские чтения» Татьяна Келлер.
Гости из Серова были только «за».

«Я ехал по Соликамску и ловил себя на мысли, что еду по Серову, настолько наши города похожи, – делился своими впечатлениями Сергей Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор Института социально-экономического развития (г. Серов), в котором, кстати, тоже имеется свой ботанический сад. – Оба находятся на 59-й параллели, нас разделяет только Уральский хребет».

Во время «Демидовских встреч» между Соликамском и Серовом было заключено соглашение о сотрудничестве. Подобное же соглашение в апреле было подписано с туляками.

Кроме того, соликамцы планируют создать Союз демидовских городов в России, куда бы, по их планам, вошли все города, которые имеют то или иное отношение к династии Демидовых.

ДЕМИДОВ КАК БРЕНД, ИЛИ СКОРО ТРИСТА
Одним из медалистов стал Игорь Юркин, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН (Москва). Игорь Николаевич занимается родом Демидовых уже в течение тридцати лет. Кроме различных статей написал две книги про них, готовится к изданию третья.

«О Демидовых пишут уже два столетия, и наработано материала немерено, всей историографии, наверное, не знает никто. Так получилось, что Григорий Демидов изучен хуже всех. На сегодня это наименее разработанный персонаж. Это ни в коем случае не вина соликамцев. Все архивы, в лучшем случае, в Перми, а большинство – в Питере и Москве, – рассказывает Игорь Николаевич. – Почему Григорий меньше всего изучен?.. Во-первых, рано умер. На двадцать лет раньше своих братьев. Во-вторых, умер в период, который меньше документирован. Плюс к тому архивов, концентрированного собрания личных документов от Григория не осталось. Если мы плохо знаем эту фигуру, значит, не можем привязать к чему-то, значит, не можем осмыслить эту личность в контексте истории. Григорий – это великолепная фигура, чтобы быть частицей, которая вкладывается в понятие «бренд». Но для этого нужно, чтобы эта фигура была разработана. Чтобы были выявлены какие-то элементы в биографии этого человека, которые могли бы работать на этот бренд».

К 2015 году, к юбилею, неплохо было бы, по словам Игоря Юркина, провести исследования биографии, «чтобы уже представить Григория Демидова как некую реальную личность, а не как совокупность каких-то интересных фактов».

Трёхсотлетие со дня рождения Григория Демидова в Соликамске мечтают отметить в международном масштабе.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история