Из песни Ельцина не выкинешь

Текст: Андрей Лучников

Бориса Николаевича Ельцина сейчас принято ругать. Во всяком случае, вольномыслящая и критически настроенная часть российского общества (особенно, как ни странно, молодёжь) обвиняют Б.Н. в том, что он «развалил страну», всё разворовали и так далее. В Екатеринбурге, правда, открыли Борису Николаевичу памятник (в смысле, в честь первого Президента России, который родом из Свердловской области и в Свердловском обкоме КПСС начал политическую карьеру), но альтернативно настроенные граждане тут же организовали возведение памятника альтернативного – как великому разрушителю страны...

Занятно, что власти предержащие и органы охранительные, обычно чутко подавляющие всякие попытки излишнего вольнодумства по отношению к сильным мира сего, на этот выпад в адрес покойного Президента России (первого Президента России, повторю) не отреагировали никак. Тут бы, казалось, альтернативным вольнодумцам задуматься. Но нет! Клянут, ругают, проклинают. И наверняка чувствуют себя героями. Более того! Только не смейтесь! Если кто-то вдруг отзывается о Ельцине уважительно, раздаются обвинения в… низкопоклонстве перед властью.

Мне, вот, однажды такую претензию предъявили, мол, залебезил Ваш корреспондент, по имени-отчеству, Борисом Николаевичем назвал… Как будто покойный сейчас восстанет ото сна и отблагодарит. А те, которые его выбранивают самыми чёрными словами, они, видимо, совершают гражданские подвиг. Ведь покойный Борис Николаевич может нещадно их покарать. На Колыму отправит, ага?

Не знаю, как уважаемому читателю, а чисто по-человечески мне такое поведение всегда претило. Пинать мёртвого льва – не доблесть, а демонстрация трусости. И ладно бы ещё, храбрецы-хулители выходили в места собрания новомодных приверженцев покойного вождя, какие есть у Ленина, у Сталина, у Гитлера. Выходили бы и ругались бы на покойного там. Это ещё как-то можно было бы счесть за некую доблесть. В конце концов, не столько с мёртвым, и не могущим дать сдачи, борются, сколько с наследниками и продолжателями, а они и в самом деле могут в рыло заехать. Но где вы видели продолжателей дела Ельцина? Даже те массы чиновников, бузинесманов и прочих, во время правления Ельцина разжившихся, себя таковыми не то, что не называют, а даже напротив, с бранью в адрес Б.Н. вполне солидарны, очень поддакивают. А верность и преданность демонстрируют совсем другому… гм… скажем так, лидеру. Тут бы, кстати, отъявленным хулителям снова задуматься. Но нет. Не задумываются.

Это массово. Повсеместно. Редкие высказывания о Борисе Николаевиче в позитивном ключе (если не считать дежурных телепередач последних дней) звучат тихо и даже как-то, кажется, испуганно. Что, собственно, неудивительно – при такой-то ненависти, которая не просто существует, а нагнетается, расцветает и ей не противостоит никто, совсем никто из тех, у кого для этого есть силы и возможности. Оно ж понятно – те, у кого есть силы и возможности, совсем другому противостоят и совсем с другим борются. С некрасивым словом про премьера (вполне живого) в блогосфере, например. С подозрительным намёком на губернатора (очень даже действующего) в детском спектакле. С афишей детского же праздника, на которую может вдруг обидеться (если увидит ту афишу) наш любимый президент. И это тоже – повод задуматься всякого рода «борцам» и «героям». Может быть, даже устыдиться. Потому что, повторю, героически сражаться и побеждать того, кто не может ответить, - это стыдно. Особенно, если рядом творятся вполне реальные и очень насущные безобразия.

Впрочем, с точки зрения истории, это всё равно. Можно хулить или хвалить, но Борис Николаевич Ельцин уже вошёл в отечественную историю. Как первый всенародно избранный президент России после отмены КПСС. И как человек, взобравшийся на танк 19 августа 1991 года. Этого никто не отменит и уже не вычеркнет. Хулители, разумеется, могут добавить, и как президент, который… Ну да. В зависимости от партийного принадлежности или идеологических воззрений будущих историков, и как то, сё, пятое-десятое. Но! Он уже в истории. Хоть залайтесь. Будущую историю всё равно не вы писать будете, так зачем же сейчас нервы и силы тратить?

«А вот Ельцин (или при Ельцине) было (или было сделано)», - скажут хулители, но я перебью. Невежливо, неделикатно и бесцеремонно. Потому что есть ещё одно, за что Борис Николаевич достоин не одного памятника в Йобурге, а памятника назаместо Дзержинского на Лубянке. Нет, даже не прощальное «простите», сказанное с экрана телевизора миллионам соотечественников, хотя оно само по себе характеризует человека как Человека (вы слышали извинения от кого-нибудь после теракта, например, в Домодедово?). Это одно, за что Россия должна… или, по крайней мере, может поклониться в ноги великому человеку, первому Президенту Российской Федерации, - гражданская война. Которой в России не случилось. Причём дважды.

Вспомните. 91-й год, страна встаёт на дыбы, голодные очереди в Москве – это уже край. Ещё немного и коммунистов будут вешать на фонарях. Всех, без разбора. Ваших соседей по подъезду, между прочим, тоже. А возможно, и Вас. Или Ваших родителей (19 миллионов членов КПСС в 1990 году – каждый десятый). Успех ГКЧП мог отдалить это будущее, но очень ненамного. Русский бунт катил в глаза и это чувствовал каждый. Но Ельцин влез на танк. И взял на себя ответственность. И стал средоточием какого-никакого, но порядка. Бунт не случился. Не было массовой, бессмысленной и беспощадной резни. Не хотите сказать «спасибо»? И не надо, пожалуйста, про войны на национальных окраинах, про вымирание пенсионеров и т.п. – всё это началось до Ельцина. А не было бы Ельцина на танке, было бы много хуже.

И, вспомните, 93-й год. Страна расколота. Капээсэсовское большинство (об этом почему-то забывают) Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики., избранное, между прочим, по старосоветским правилам и под присмотром капэсэсовских органов (сейчас это почему-то называют «избранным парламентом»), рвётся к власти и пытается взять реванш. Не в «народных интересах», не обманывайте себя, в своих личных и корыстных. В стране уже вполне сформировались и организовались силы, которые этого реванша не хотели. И просто так бы не сдались. И если бы – представить страшно даже на минутку – в Москве одолели ВСовцы, страна бы не подчинилась. Или подчинилась бы, но не вся. Армия, милиция… И те, которые бы подчинились, пошли бы заставлять тех, которые не согласны. И с обеих сторон – армия, с обеих сторон – милиция. Война. Гражданская. Со всеми вытекающими. Но танки обстреляли здание ВС, Руцкой с Хасбулатовым сдалить, депутаты «расстрелянного парламента» (ни один из которых не пострадал, кстати), уехали «поправлять здоровье» на Багамы, потом всех простили (Руцкой даже губернатором стал, если забыли) и не было никакой гражданской войны. Ни от тайги, ни до британских морей.

Подумайте об этом, пожалуйста. И решите – стоит ли Вашей персональной благодарности человек, который не допустил гражданской войны в нашей стране.

И, конечно, да, правда, мне тоже при изучении нашей современной современности закрадываются порой крамольные мысли: а не было бы лучше, если бы всё-таки ОНО произошло тогда? Беруфсвербот какой-нибудь, показательные процессы над членами горкомов, рабочие дружины, вылавливающие приверженцев старого режима, доведшего страну до катастрофы 91-го… На «правительственные дачи» - сирот. Но это всё-таки, согласитесь, эмоции. Потому что без большой крови и смертей, без гражданской войны, оно всё-таки лучше. Просто – лучше.

Спасибо, Борис Николаевич.


Автор – основатель и обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


тест на беременность