Запоздалый постфактум или Всё только начинается

…Могу даже сразу сказать, почему. Потому что в конце каждого года, и 2010 год не был исключением, буквально вся пресса забита подведением итогов, определением человеков года, перечислением знаковых и незнаковых событий. Не хочется трубить вместе со всеми, пусть умные люди выскажутся. Тем более, у каждого издания, да что там, у каждого журналиста свой список. Человеков года, событий года, гаджетов года и т.д., и т.п., и пр. Нет, оно, конечно, понятно – традиция. Может быть, даже вековая.

Тем более, на самом деле, уже самые последние дни 2010 года, события которых никак не попали в новогодние отчёты прессы, и начало 2011 года наглядно показали, что «итогов» у прошлого года быть не может. Потому что ничего не завершилось, а всё только начинается. Вот, смотрите.

Отбушевали в 2010 году лесные пожары, общероссийская гуманитарная и экологическая катастрофа. Всё? Подводим итог? Ан нет. Затем – дожди и слякоть, гололёд и ледяные дожди и катастрофическая ситуация в московских (!!!) аэропортах. Сейчас – мороз и снегопады. А потом будет весна и… Бог весть, что будет, но явно природные катаклизмы лесными пожарами не закончились. Более того, лесные пожары только продемонстрировали слабость, а, пожалуй даже, никчемность и бесполезность существующей в России системы предотвращения чрезвычайных происшествий и (когда не удалось предотвратить) борьбы с ними. А это значит, в 2010 году всё только началось и совсем рано подводить итоги.

Отставили в 2010 году московского мэра Юрия Лужкова. Политический, так сказать, катаклизм. Всё? Подводим итог? Но для Москвы всё только началось. Сергей Собянин лишь едва-едва начал создавать собственную команду (извините пиар-бюрократический сленг) и на самом деле, несмотря на громко описанные в прессе первые шаги по переустройству ларьков в борьбе с автомобильными пробками, ничего ещё сделать не успел. Всё только начинается.

И не только для Москвы. Лужков был символом для всей России, и не только для губернаторов и населения, но и, наверное, для всего истеблишмента. И вот, Лужков в отставке. Более того, просил вид на жительство в Латвии, а прибалты мстительно отказали. Но фоне начавшегося, но не завершившегося в прошлом году процесса по запрету на въезд в Европу чиновникам, имеющим отношение к смерти юриста Сергея Магнитского, выглядит как симптом. Симптом того, что может произойти в начавшемся году. Или не в этом, а в следующем. Или ещё позднее. Но никак не то, что завершилось в 2010 году. Поэтому рано было подводить итоги.

Или, вот, Кущёвская. Да, конечно. Несомненно. Но вот, на днях Ставрополье. Ничего не закончилось, всё только начинается. А вот Манежная площадь. Уже аресты предводителей либеральствующей оппозиции 31 декабря показали, что беспорядки на Манежной, хотя и стали заметным событием в современной российской истории, но на деле оказались лишь началом совсем других процессов. Кто-то может сказать, что это процесс пробуждения, кто-то – что это очередной всплеск… впрочем, не всплеск, а выплеск социального напряжения, кто-то пометит Манежную как событие, с которого власти и силовые структуры начали ужесточать реакцию на всякого рода уличные протесты (в Петербурге, вон, даже бегунов против пьянства арестовали). В любом случае, нельзя, неправильно, некорректно с научной точки зрения итожить – всё только начинается.

Тем более, что Манежная совершенно очевидно находится в одном ряду с забывшимися (а зря!) столкновениями в кемеровском Междуреченске и «приморскими партизанами». Про то и про тех забыли уже к концу года думать и говорить, а на самом деле и то и те – явления знаковые и ни в коем случае не закончившиеся (кроме как в самом локальном смысле), а обозначающие самое начало новых процессов. Развитие которых нам ещё только предстоит увидеть. Хотя и хотелось бы этого, однако ни причины, приведшие к столкновениям в Междуреченске, ни побудительные причины для «партизан» не устранены. И даже причины, образовавшие Манежную, хотя о них говорили в последние месяцы много и всё ещё говорят.

А, например, Дмитрий Рыболовлев продал в 2010 году «Уралкалий» группе бизнесменов, которых, по мнению прессы, возглавляет Сулейман Керимов, и Пётр Кондрашов сотоварищи продали в 2010 году «Сильвинит» другим бизнесменам, которых называют близкими Сулейману Керимову. Но и это – только начало процесса. Даже самое простейший итог этой перемены – слияние «Уралкалия» и «Сильвинита» в один «Уралкалий» (на базе, надо полагать, Соликамска), и то произойдёт в 2011 году. А другие результаты этой продажи более сложны, иногда – менее заметны и, опять же, окажутся только в году наступившем. Всё только начинается

И т.д, и т.п., и пр. Практически все события любых списков, составлявшихся по итогам прошлого года прессой ли, PR-службами ли, чиновниками ли, политиками ли, все они не заслуживают термина «итоги». Разве что с прилагательным «промежуточные». Причём «промежуточные» в самом-самом раннем смысле. Как «итоги» первой недели беременности.

Ничего не буду говорить про любимые Березники. То есть, сказать можно было бы много, событий в нашем североприкамском захолустье было много. Но и здесь – всё только начинается. Например, на минувшей неделе ещё два многоквартирных дома получили статус «аварийных»…

Это был постфактум последний от начала 2010 года, первый постфактум в 2011 году. С наступившим.


Автор – основатель и обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


тест на беременность

Постфактум