Он приказал снять штаны

Текст: Марина Сизова, Ирина Базуева (Кудымкар)

«Нас трое опрашивали. Один из них, пьяный седой мужчина, приказал мне снять штаны и сесть на ножку перевёрнутого стула. Я сказал, что не сяду, – запинаясь, рассказывает 20-летний студент кудымкарского лицея №1 Михаил. – Тогда он взял меня руками за уши и головой ударил в лоб». Другого студента мужчина ударил кулаком в пах, третьего в плечо, а четвёртому порвал рукав курточки. Так бывший работник милиции помогал своим коллегам опрашивать четырёх студентов.

«НАЗОВИ ХОТЬ ОДНО СВОЁ ПРАВО, СУКА!»
Днём 13 ноября четверо учащихся – Миша, Юра, Максим и Сергей – дежурили в столовой лицея №1 (это кулинарный лицей). В этот же день один из их сокурсников обнаружил, что у него из кармана рабочего халата пропал сотовый телефон. На место происшествия приехали сотрудники милиции. Дежурных, всех четверых, для выяснения обстоятельств увезли на допрос в здание Кудымкарского ОВД.

«Нас по одному допрашивали в кабинете на втором этаже, – чуть ли не шёпотом, испуганно вспоминает 18-летний Сергей.– Из троих милиционеров бил один – полненький седой мужчина с усами. Как нам сказали позже, это был бывший сотрудник милиции Сергей Сергеевич. Он был пьян. Угрожал, бил, заставлял признаться в краже телефона. Ну а другие милиционеры не били, но тоже давили: признайтесь, что вы взяли телефон».

Четыре часа милиционеры Игорь Буинцев, Максим Зюлев, Сергей Петров и бывший их коллега Сергей Кривощёков допрашивали ребят в здании ОВД.

Какое право имел Кривощёков, уже не работавший в органах, допрашивать задержанных? И почему сотрудники правоохранительных органов позволили постороннему лицу в здании милиции на их же глазах избивать студентов?

Объяснения, по меньшей мере, абсурдны. Тот факт, что бывший сотрудник милиции пьяный «общался» со студентами, милиционер Максим Зюлев объясняет тем, что они… не смогли выпроводить во время допроса своего коллегу из кабинета: «Мы несколько раз выгоняли его. Просили не встревать в разговор. Но Сергей Сергеевич находился в нетрезвом состоянии. Поэтому не контролировал себя. А представиться, кто есть кто (никто из милиционеров ребятам не представился – ред.), мы забыли, наверное».

По словам пострадавших студентов, после случившегося в их адрес пошли звонки и угрозы. «Буквально через пару дней после допроса в лицей приезжал один из тех, кто допрашивал. Он подо­звал меня за угол,– рассказывает Михаил.– «Что? – говорит. – Проблемы себе ищешь? Назови хоть одно своё право, сука!» Я сказал, что всё равно не отступлюсь».

В лицей приезжал Максим Зюлев. То, что он угрожал Михаилу, – отрицает. Говорит, что выезжал в учебное заведение по другому вопросу. Случайно, мол, встретил студента и пообщался с ним. Без угроз.

ПЫТКИ НА ОБОЧИНЕ
Симптоматично, что Сергея Сергеевича Кривощёкова («полненького седого мужчину с усами», которого коллеги прозвали «эСэС») уволили из рядов милиции тоже за рукоприкладство.
Мы писали об этой истории шесть лет назад.

Тогда, в августе 2004 года, кудымкарские милиционеры избили компанию местных подростков. Напомним, как это было. Произошла эта жуткая история недалеко от деревни Лопатино Кудымкарского района, куда шестеро парней на стареньком «москвиче» направлялись на дискотеку. По дороге машина сломалась. Здесь и застали ребят сотрудники правоохранительных органов на служебном «уазике». Водительских прав у парней не было (машина числилась за отцом одного из них), но никто об их наличии и не спрашивал. Мальчишек обвинили в угоне машины и сразу же начали избивать. Троим подросткам удалось сбежать. На оставшихся троих подвыпившие блюстители закона надели наручники. После того как одного из парней избивать стало неинтересно, приставили к его виску пистолет (заряжали его на глазах мальчишек). И велели бежать, предварительно сообщив, что тот якобы будет убит при попытке к бегству. Парень, естественно, не тронулся с места. Прозвучал щелчок. Осечка. «Беги!!!» Юноша пробежал, ежесекундно ожидая выстрела в спину, больше километра…

Двух парней повели к лесочку. И приказали копать себе могилу. Терпения милиционеров хватило ненадолго: ямку мальчики выкопали малюсенькую, глубиной сантиметров тридцать-сорок, а уже прозвучал приказ лечь лицом на землю, после – на раскоряченные мальчишечьи тела посыпались тяжёлые комки земли и дёрна…

Минут через десять милиционерам поднаскучило. Они вновь приказали мальчикам вылезти из ямы, раздеться и… насиловать друг друга. После того, как они отказались, их снова били. Били руками, ногами и даже невесть откуда взявшимся противогазом.

Один из тех, кто был в «уазике» с синими номерами, красовался в милицейской форме майора (мальчикам накрепко отпечаталось в памяти его прозвище «эСэС», неосторожно произнесённое вслух его товарищами).

Тогда в милиции были убеждены, что их сотрудники незаслуженно обижены, что показания мальчишек – «грязная ложь и клевета».

«Мы собираемся обратиться в суд с просьбой о защите чести и достоинства оклеветанных милиционеров», – защищал сослуживцев начальник Кудымкарского отдела уголовного розыска Андрей Лазаревич. В суд, однако, «оболганные» милиционеры обращаться не стали. А вот родители мальчишек обратились.

Сергей Кривощёков после того случая был уволен из правоохранительных органов.

ОЗАБОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ
Характерно, что и в том, и в другом случае избиения молодых людей проскальзывает «сексуальный оттенок» насильственных действий милиционеров. Может, им не помешает консультация сексапатолога? Хотя нет, наверное, лучше сразу на приём к психиатру.

…Начальник ОВД города Кудымкара Николай Ярков утверждает, что он дал строгий выговор начальнику криминальной милиции Сергею Журавлёву, начальнику уголовного розыска Андрею Лазаревичу, сотрудникам милиции Игорю Буинцеву, Сергею Петрову и Максиму Зюлеву: «Все понесут наказание. И руководство тоже – за упущение. Я готов извиниться перед парнями, которые оказались в таком положении. А Кривощёкову я сказал, чтобы больше его здесь не видели», – говорит главный милиционер города.

Трое из четырёх молодых парней обратились с заявлением в Кудымкарский межрайонный следственный отдел. Четвёртый отказался писать заявление, по его словам, «не особо желая бегать по судам».

По словам начальника Кудымкарского межрайонного следственного отдела Владимира Баяндина, действия Сергея Кривощёкова квалифицированы по статье 116, ч. 1 УК РФ («нанесение побоев») и переданы на рассмотрение в мировой суд.

И в 2004-м, и в 2010-м сотрудники милиции полуоправдываются: во всех этих историях замешаны «плохие парни», – люди с подпорченной репутацией, некоторые уже привлекавшиеся. Так, к примеру, нынче глава местного ОВД Николай Ярков в беседе тоже не преминул заметить: «Между прочим, один из задержанных парней неоднократно привлекался по нескольким статьям и даже отбывал наказание».

Вообще-то в отечественном законодательстве, в том числе и в «Законе о милиции», нигде не написано, что ради выбивания нужных показаний и для профилактики допрашиваемых – даже потенциальных преступников и бывших осуждённых – нужно избивать. А пытки, как известно, и вовсе запрещены.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


милиция