С "Хромой лошади" нечего взять

Текст: Ольга Волгина (Пермь), Игнат Беловский

В Перми начался процесс по делу о пожаре в клубе "Хромая лошадь". Большую часть первого заседания суд рассматривал ходатайства соучредителя клуба, оказавшегося на скамье подсудимых. Анатолий Зак заявил, что его бизнес уже арестован и если его перепродадут третьим лицам, то четыре сотни потерпевших не смогут получить никаких компенсаций.

В понедельник в Ленинском суде Перми началось рассмотрение по существу уголовного дела по пожару в клубе «Хромая лошадь». Выездное заседание проходило в местном дворце культуры. Большая часть здания Ленинского суда сейчас находится на ремонте, а единственный действующий сейчас зал не смог вместить более сотни потерпевших при пожаре и их родственников, пришедших на слушания.

В белом «аквариуме», стоящем близ сцены, сидели восемь подсудимых: устроители пиротехнического шоу, из-за которого, по версии следствия, начался пожар, руководство клуба и сотрудники пожарной инспекции.

Соучредителю «Хромой лошади» Анатолию Заку, исполнительному директору Светлане Ефремовой, арт-директору Олегу Феткулову инкриминируется ч. 3 ст. 238 УК (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Организаторов пиротехнического шоу — главу пиротехнической компании «Пиросвет» Сергея Дербенева и его сына Игоря Дербенева — обвиняют по ст. 218 УК (нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий). Бывший главный государственный инспектор Пермского края по пожарному надзору Владимир Мухутдинов проходит по ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями), а проверяющие «Хромую лошадь» инспекторы Госпожнадзора по Пермскому краю Дмитрий Росляков и Наталья Прокопьева — по ч. 3 ст. 293 УК (халатность). Еще один фигурант этого дела — Константин Мрыхин, который, как сообщали следователи, «имел отношение к деятельности клуба и получал от нее прибыль», — был объявлен в международный розыск, дело в отношении него выделено в отдельное делопроизводство.

На заседании Анатолий Зак подал ходатайство, в котором попросил суд обеспечить сохранность его арестованного имущества.

Как пояснил адвокат подсудимого Сергей Дубинский, ни на стадии предварительного следствия, ни в ходе предварительного слушания после передачи дела в суд стороной обвинения «не было предпринято никаких мер по действительному сохранению имущества» Зака. В итоге, по словам адвоката, оказались разбитыми два арестованных автомобиля его клиента — Mersedes Benz и BMW. Но судья Дмитрий Вяткин отклонил ходатайство, сославшись на то, что ущерб за порчу имущества необходимо взыскивать с ответственного лица, которое еще надо установить.

По словам Зака, халатное отношение к остальному его имуществу может привести к тому, что в итоге он не сможет выплатить никаких компенсаций сотням потерпевших.

Клуб «Хромая лошадь» на улице Куйбышева сгорел в ночь на 5 декабря 2009 года, когда в нем проходила вечеринка по случаю восьмилетия со дня открытия. Погибли 156 человек, еще несколько десятков посетителей получили ожоги и отравление угарным газом и много месяцев провели в больницах. Всего потерпевшими по делу признаны более 400 человек.

Еще до начала процесса 294 человека подали гражданские иски на общую сумму в 2,5 млрд рублей.

Подсудимый пояснил, что владеет 40% акций торгового комплекса (ТК) «Чкаловский», в который входят несколько торговых центров общей стоимостью в 2,5 млрд рублей. Свою долю в компании Зак заложил в Западно-Уральском отделении Сбербанка, чтобы получить кредит в 700 млн рублей на строительство торгово-развлекательного центра «Евразия», который также вошел в «Чкаловский». После пожара в «Хромой лошади» Зак оказался за решеткой, его партнеры решили выйти из общего с ним бизнеса.

К настоящему моменту, сообщил Зак, часть ТК уже арестована за долги по выплате кредита и «третье лицо» уже готово выкупить ее у банка. И, если это произойдет, отметил адвокат предпринимателя, никто из пострадавших не сможет получить компенсации. Поэтому защита попросила суд обеспечить сохранность арестованных активов. «Мы указывали на все это неоднократно, но нас никто не слушал, наши заявления игнорировались. Между тем и на стадии предварительного следствия, и предварительного слушания после передачи дела в суд мы просили вынести постановление о приостановке каких либо действий по «Евразии», так как кредит был взят еще до того, как мой подзащитный отказался в СИЗО», — отметил Сергей Дубинский.

В конце концов судья попросил предоставить ему документы, которые бы подтверждали, что адвокаты Зака обращались по этому вопросу в какие-либо инстанции. Защита документы предоставить не смогла, и суд отклонил ходатайство, пояснив, что в хозяйственную деятельность собственников вмешиваться не может.

Из-за всего этого прокурор Пермского края Александр Белых лишь в конце заседания начал зачитывать обвинительное заключение в отношении фигурантов дела.

В понедельник он успел огласить заключение следствия только в отношении работников Госпожнадзора Владимира Мухутдинова, Дмитрия Рослякова и Натальи Прокофьевой. По данным следствия, инспекторы знали о многочисленных нарушениях пожарной безопасности в клубе, но «закрывали на них глаза».

Затем суд объявил перерыв до вторника. На следующем заседании прокурор продолжит зачитывать обвинительное заключение по делу.

После заседания Дубинский заявил, что из-за решения суда по ходатайству «все имущество, которое при обвинительном приговоре должно быть передано пострадавшим, через две-три недели просто растворится».

«Потерпевшие не понимают, в чем дело, и оставляют все вопросы на усмотрение суда, а суд лишает их возможности компенсации. А в том, что имущества не будет, все убедимся скоро. И гособвинение это прекрасно понимает. И конкретно прокурор края несколько минут назад задавал мне вопрос: как вы считаете, что нужно предпринять, чтобы сохранить имущество? Я ответил: наложить арест на активы, которые заложены в банке. И что? Спустя несколько минут они сами же просят не удовлетворять наше ходатайство», — сказал защитник.

Прокурор Белых считает, что в случае, если Зак окажется банкротом и не сможет выплатить компенсации пострадавшим, «спрашивать надо будет со следователей»: «Расследование и арест производился СКП с разрешения суда. Причем здесь прокуратура? Действительно, надо было вовремя проверить, находится ли имущество в залоге банка и что там вообще находится. Следователи же взяли распечатку в налоговой. Выяснили названия компаний, к которым имел отношение Зак, и наложили на них арест. Тщательной же проверки проведено не было. Вот теперь с них и надо спрашивать».


Источник: «Газета.RU»
Фото: авторов
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс