Детсад пермского периода

Текст: Ольга Семёнова, Дарья Чурилова, Вадим Кубинцев

О великой выставке, которая на деле оказалась не очень-то и великой, кричали все, кому не лень. «Знающие» говорили, что это для успокоения пермской интеллигенции и Алексея Иванова, незнающие – что «круто, на кости сходим посмотреть». Вот мы и пошли смотреть на кости. Естественно, здание музея к выставке приготовили. Кое-где разодрали полстены, по углам выглядывают страшные провода (спасибо, что не оголённые).

Костей оказалось не очень много, а собранных из костей динозавриков и мамонтов – тем более. Сначала (как положено) начинаешь внимательно изучать каждую окаменелость и прилагающуюся к ней табличку. Примерно на второй табличке тебе становится жутко скучно и непонятно. Непонятно, зачем знать, к примеру, сколько позвонков у какого-то трудновыговариваемого ящера. Или сколько клочков шерсти выпало у мамонта в каком-то лохматом году.

Может, это жутко и неграмотно, но разницы между позвонками эстемменозуха и позвонками не эстемменозуха не видно. Разве что одни нашёл – некто Генрих Тимофеевич Мауэр, но пока пытаешься найти табличку, которая объясняет, чем же славится этот Мауэр, устаёшь и ловишь себя на том, что пялишься на какого-то динозаврика. Вернее, на кости динозаврика, ибо всё в новооткрытом музее – одни сплошные кости. Кроме чучела мамонтёнка, которого со всех сторон дерут дети, чуть ли не скачут на нём и отчего-то всех призывают его погладить, так как он «не кусается, ведь он не настоящий». К октябрю, до которого продлится выставка, от этого волосатого пока существа останутся разве что бивни, если какой-нибудь добрый мальчик и их не утащит.

Три небольших зала обходишь примерно за пятнадцать минут. Начиная от «ростров-моллюсков-белемнитов», заканчивая диатримой. Но детишкам нравится. Публика валит на выставку массово, невзирая на дождь, холод и уныние. Динозавры не чувствуют ни дождя, ни холода, ни уныния – это точно. Судя по паре окаменелостей, они как будто предугадали всю эту диноутопию и, подобно голливудским звездам, оставили на цементе свои отпечатки.

Больше всего «залипаешь» в последнем зале. Ещё один аттракцион с игрушечными песочницами, игрушечными динозавриками и ни на шутку не игрушечными сенсорными панелями в 32 дюйма, которые не бывают свободны, так как детишки никого к ним не подпускают, не переставая тыкать в чудо-экраны, рассказывающие о возникновении нашей планеты и прочих полезных вещах. Ещё можно поиграть в палеонтолога, собственноручно откопав в песочнице какую-нибудь кость, а если будешь качественно рыть, то и на знатный скелет можно напороться.

Спилберг бы такого не снял, хотя огромную громадину посреди выставочного зала все уже где-то видели. И от этого возникает ощущение, что весь музей уже видели сто с копейками раз и ничего особого в нём не нашли, хотя старались. У входа, кстати, каждый может оставить о себе и о музее пару добрых слов. Стикеры всех цветов расклеены на каждом уголке стенда, где можно собственноручно подписаться на тему «Мне всё понравилось» и «Музей такой классный». То ли в шутку, то ли всерьёз одна из посетительниц уверенно написала о своём посещении следующее: «Мне 23 года, и я ещё ни разу не получала такого удовольствия!» Ничего не скажешь, суперскелеты, знатные.

ЕСТЬ МНЕНИЕ
Алексей Иванов: «С точки зрения зрителя – да, выставка хорошая. Хотя сваливать в одну кучу звероящеров, динозавров и мамонта – уровень компетенции деятеля совриска, смешавшего в один фьюжн «Парк юрского периода», «Ледниковый период» и «Хозяйку Медной горы»… Но как явление эта выставка – кошмар».

Марат Гельман: «Музей пермских древностей» – прообраз идеальной выставки, понятной ребёнку и старику, горожанину и селянину, человеку с дипломом и без. Здесь нет барьеров восприятия – просто иди и смотри…»

Борис Мильграм: «У Перми давно должна быть не только такая выставка, но и такой музей. Наш город известен всему миру пермским периодом. Но если в Перми не было музея, это не значит, что не было серьёзной палеонтологии. Я даже рад, что выставка появилась именно сейчас, когда другие возможности и другой взгляд на музей».

ВОЗЬМИ НА ВООРУЖЕНИЕ
Неофициальная памятка посетителю
Итак, если вы решили посетить выставку в ж/д станции Пермь I один или с детьми, рекомендуем внимательно прочитать и запомнить всё нижеследующее, дабы получить удовольствие.

1. В названии «Музей пермских древностей» правдиво только последнее слово. Второе истинно частично, первое – вообще никак.

  • Там действительно древности. И по датировке, и по времени нахождения. Я не нашёл ни одного крупного экспоната, который был бы найден после 1968 года.
  • Пермские древности – не значит «найдены в Прикамье». На выставке попытались собрать кое-что, что имеет отношение к пермскому периоду, если я правильно понял. Поэтому 70% выставки – экспонаты института палеонтологии РАН из Монголии, Америки, Африки. Из оставшихся 30% кучу места занимает наш скелет мамонта, не имеющий никакого отношения к пермскому периоду, и мохнатая копия мамонтёнка, вообще ни к чему отношения не имеющая.
  • Это не музей – это выставка. Большая часть экспонатов покинет нас 15 октября.

2. Если вы спросите: «Очень много говорили о выдающейся коллекции пермских ископаемых – где она?» – отвечаю: «Видимо, там же, где и раньше».
На выставке местного мало. По слухам (это хорошие слухи), готовится к открытию палеонтологическая экспозиция в здании музея на Сибирской. Как раз после 15 октября. Самые ценные пермские экспонаты там, а работники музея, похоже, их совершенно логично «зажали». Ну, объяснили, что нельзя двигать, и пр. И это нормально.

3. Потому что выставка сделана очень быстро.
Центры внимания жёстко сконцентрированы на определённых экспонатах, и, кроме мамонта и эстеменнозуха, эти экспонаты – не пермских коллекций. Наши в основном пропадают.

4. Если идёте с детьми – выучите палеонтологию.
Таблички, поясняющие суть каждого ящера, написаны примерно следующим образом:
«Эстемменозух (Estemmenosuchus) – род примитивных «среднепермских» растительноядных терапсид семейства эстеменнозухид. Два вида – Estemmenosuchus uralensis и Estemmenosuchus mirabilis. Обнаружены в составе так называемой очёрской фауны (найдена у деревни Ежово в Очёрском районе Пермской области, возраст – около 267 миллионов лет)».
Других пояснений нет.
Соответственно, если вы идёте без детей – учите палеонтологию всё равно.

5. Чтобы узнать, как выглядели ящеры с мясом и кожей, – возьмите лупу и фонарь.
На полу под каждым ящером, рядом с описательной табличкой, вы найдёте крошечную картинку из разряда советских открыток про динозавров (и возможно, взятую как раз оттуда). Фонарь вам понадобится, чтобы её осветить. Отсутствие верхних источников света и прожектора, бьющие снизу, делают ручную подсветку необходимой.

6. Других описаний, картинок, видео и компьютерных излишеств нет.
Поэтому в угол, где случайно стоят аж три компьютерных терминала, голосом Игоря Гиндиса рассказывающие про планеты и звёзды (не знаю, как это относится к пермскому периоду) детей пускать не стоит. Не достанете их потом оттуда. Почему терминалы рассказывают про звёзды, а не про эстеменнозуха? Потому что надо про звёзды, а про эстеменнозуха – тупая табличка.

7. Не смотрите на стены – это экспонаты другого музея под названием «как мы не реставрируем и не реконструируем здание».

8. Про еду, воду и туалет говорить не надо, я надеюсь. Нечего говорить о том, чего нет. Но это и не надо.

На эту выставку вам хватит получаса. И если вы правильно поняли памятку – вам всё понравится. Мне понравилось. Честно.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


История