Березниковцы попали под раздачу

Минувшая неделя принесла березниковским выпускникам небывалое до сих пор ощущение свободы. Позади – прощание со школой, впереди – выход в свободное плаванье и жизнь под девизом старой молодежной песенки «от сессии до сессии живут студенты весело». Такой плавный переход из школы в вуз стал возможен благодаря ЕГЭ – экзамену, который одновременно является и выпускным, и вступительным.

К тому же, судя по уже объяв­ленным результатам, сдали его наши выпускники лучше, чем в прошлом году, и показали средний балл, значительно превысивший минимальный порог. Так, на экзамене по русскому языку набрали 59,3 против 36 минимальных, по информатике – 66,6 против 41, по литературе – 58,5 против 29.

Однако если все так удачно складывается, откуда недоверчивый ропот в адрес ЕГЭ, не умолкающий в течение тех девяти лет, пока эта система экзаменирования «приживается» в России? Взять хотя бы данные статистического опроса, проведенного в прошлом году «Левада-Центром». Из числа опрошенных только 12 процентов сказали, что ЕГЭ значительно лучше оценивает знания, чем обычный экзамен; 28 процентов посчитали обе формы равнозначными; и 43 процента респондентов выразили ЕГЭ, мягко сказать, недоверие.

Один из них – пятнадцатикратный победитель телевизионной «Своей игры», журналист и политический консультант Анатолий Вассерман. Ролик, где он высказывает свое мнение по данному вопросу, приковал нынче к компьютерам тысячи выпускников, шокируя откровенностью.

«Я уже много раз критиковал нынешний формат ЕГЭ за то, что большая часть его заданий рассчитана на зазуб­ривание фактов, а не на понимание закономерностей, стоящих за этими фактами, – говорит Онотоле, как он называет себя в Интернет-сообществе. – … в конечном счете, ЕГЭ препятствует развитию разума в школе».

Его заявление не беспочвенны, если вспомнить, что тесты PISA – самого авторитетного международного рейтинга уровня знаний учащихся, показали, что из 58 стран Россия входит в последнюю десятку. А чего удивляться, если задания, предложенные в этом году на ЕГЭ по математике, не смогли решить даже педагоги с опытом работы, поскольку они представляли собой не что иное, как вступительные задачи в МГУ. Чтобы их одолеть, ученикам 11¬ых классов действительно приходилось все «учить наизусть» с помощью репетиторов. Даже ученикам гимназии № 9, школы № 8 и лицея, занимающих в списке наиболее успешных школ города ведущие позиции. Причем, договариваясь с репетитором о занятиях, они неизменно слышали вопрос: «Вы хотите, чтобы я дала ребенку знания или подготовила к ЕГЭ?».

Но вернемся к так широко обсуждаемому в среде молодежи выступлению Вассермана: «ЕГЭ не устранит коррупцию в принципе. Он только породит более изощренные ее формы. Вряд ли мне стоит здесь их все перечислять, поскольку жизнь все равно превзойдет любую мою фантазию».

И это так. В Астраханской области учителя математики во время сдачи ЕГЭ помогали ученикам. В Башкирии накануне экзамена на Интернет-сайтах появились действующие варианты тестов. В Воронежской области член государственной экзаменационной комиссии снимала ксерокопии с экзаменационных листов и передавала для решения педагогическому составу, чтобы уже с готовыми ответами вернуть ученикам. В Ростовской области… Продолжать можно долго, и наш край в этом списке не исключение. По крайней мере, в 2009 году уголовные дела по случаям нарушения правил ЕГЭ в школах Пермского края расследовались. Нынче, говорят, даже ФСБ привлекли следить за порядком. Только поможет ли?

«Там, где речь идет о возможности заработка, люди становятся поразительно изобретательными, – говорит Анатолий Вассерман. – А уж там, где речь идет о возможности определить судьбу человека на годы вперед, изобретательности предела не будет. И в связи с этим возникает естественный вопрос: «А почему, собственно, от результатов одного экзамена зависит судьба на годы вперед?» Ответ очевиден – от того, что по результатам экзамена можно получить бесплатное образование. Согласитесь, когда на кону такой приз, есть смысл потратить какую-то сравнительно небольшую его долю заранее, чтобы обеспечить себе будущее. То есть за один экзамен вы добиваетесь того, что государство в течение пяти лет будет тратить очень существенные деньги».

Эта «небольшая» доля была озвучена во время «горячей линии» по Единому госэкзамену­2010, организованной Общественной палатой. В Карачаево-Черкесии и Краснодаре сдать ЕГЭ по русскому языку стоило 100 тысяч рублей, а по математике – 150 тысяч, в Дагестане цены скромнее: 10 тысяч – учителю, 5 – в экзаменационной аудитории и 1 тысяча — на входе в пункт приема экзаменов. Но проверять подобную информацию трудно – школьники или их родители «своих» не выдают.

Да и не в этом дело. Как раньше родители несли денежку в приемную комиссию вуза, так сейчас готовы заплатить в школе за успешно сданный экзамен – введение ЕГЭ коррупцию не отменило. Вот что по этому поводу думает Вассерман: «Пока будет сохраняться бесплатное образование и ограниченный доступ к нему, коррупция неизбежна, какие бы хитроумные форматы допуска в вуз мы не придумали».

Так что наши дети сейчас просто «попали под раздачу», как они сами говорят. Даст Бог, следующим поколениям окончить школу и получить высшее образование будет легче. А пока с теми баллами, что принес им только что закончившийся ЕГЭ, – вперед, на баррикады!

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс