Медальный план

Текст: Дмитрий Матеранский

Я вообще-то за Олимпийскими играми не слежу. Ну, не особенно интересуюсь. Не смотрю трансляций (тем более, что ни один телеканал в телевизоре не настроен). В этом смысле я – отрезанный ломоть, и это касается едва ли не всех видов спорта, кроме моего баскетбола. Вот несколько лет назад, когда шел чемпионат то ли мира, то ли Европы по футболу, я вообще проводил такой локальный эксперимент: отрезал от себя всю информацию об этом событии. И в течение трех дней после финала так и не знал, кто там у них стал чемпионом. Пока кто-то из приятелей при мне не брякнул что-то вроде «Вот итальянцы молодцы!». И чуть не получил за это в глаз. На этих Играх я подобного делать не пытался. И потому, что такого отторжения, какое у меня футбол вызывает, нету, да и шансов на успех – просто никаких. Зимняя Олимпиада – она повсюду.

Сильнее всего меня раздражает эта истерия, которая разворачивается из-за отсутствия медалей в первый день. То, как она активно развивается и поддерживается. Перескакивая в машине с одного «говорильного» радио на другое, я тут и там слышу, как журналисты, радиоведущие рассуждают о провале, неудаче, разочаровании. Звучат термины вроде «позор», используются понятия «отсутствие резерва», ищутся какие-то «пути выхода» и так далее. Все это говорят люди, которые о спорте вспоминают в лучшем случае раз в два года – как раз во время летних или зимних игр. Из совершенно антиспортивных людей они превращаются в зрителей, болельщиков, а также ценителей и знатоков. Эти знатоки считают, что могут использовать самые разные громкие выражения, а главное – требовать побед. Требовать. Когда один из таких радиоведущих начал громко говорить: «Мне нужны победы! Только золото, другого я не признаю!» Я бросился набирать номер прямого эфира, чтобы узнать: кто он, собственно, такой, чтобы это требовать, и напомнить, что прошло-то только два дня, но не дозвонился.

Совершенно дурацкий советский принцип, что золото – единственный достойный результат, укрепился в нас так, что вытравлять его придется вместе с конечностями. У нас вообще потреблять спорт умеют только так: либо гуляния на Тверской и купания в фонтанах, либо «Позор!», или сразу «Козлы!» Разбираться в том, что в спорте есть еще кое-что, кроме победы или поражения, и что победа победе – рознь (равно как и поражение – поражению), это слишком долго, да и неинтересно.

Проиграл Демченко, занял четвертое место – и все: самое обидное, и на него обижаются. А то, что это – объективно лучший результат, который он мог показать на укороченной из-за гибели Нодара Кумартишвили трассе, как-то и не говорят. А он сразу сказал, что не сможет на медаль претендовать – его сильные стороны проявляются на максимальной скорости. А тут – и разогнаться-то негде. Вот что нужно разбирать, это надо обсуждать. Нюансы, мелочи. Понять логику вида спорта – это же такое удовольствие! Но все запомнят только то, что медали нет. А точнее – не запомнят вообще ничего.

В биатлоне – вообще прелесть. Внимания к нему – море, по причине относительной понятности и уже внушительной понятости. Его признают «медалеемким» видом спорта и включают в «медальный план» (самый чудовищный пережиток советского спорта). А как можно что-то жестко планировать в виде спорта, в котором существует такая чудовищная конкуренция? И конкуренция далеко не только на лыжне, но и в техничках, на «биржах», в фармакологических лабораториях, кабинетах? И все только к этим, олимпийским гонкам весь сезон и готовятся, и у всех подготовка летит псу под хвост только из-за погоды. Не знаю, как там общее настроение в Норвегии, чьи биатлонисты тоже пока в тени (а у них вообще-то есть Бьорндален), но предполагаю, что там нет такой истерии, которая бушует у нас.

Вот если я за что действительно переживаю – так это за биатлон. Ведь в СБР (Союз биатлонистов России), совсем недавно пришла новая команда управленцев во главе с Сергеем Кущенко (Прохоров осуществляет, скорее, идейное лидерство). И им предстоит выдерживать колоссальный прессинг во властных кабинетах. Где-то я прочитал, что Леонид Тягачев не позволил биатлонистам жить отдельно от остальных – в комфортабельных коттеджах, и обязал всех заселяться в Олимпийскую деревню. Мол, все должны быть в равных условиях. А из этой деревни кто-то открыто (а сколько еще народу – не афишируя), идет обедать в «МакДональдс». И чтобы попасть туда, нужно проходить чуть ли не личный досмотр. Конечно, нельзя отсутствие результатов списывать на это. Но разве можно сначала отказать менеджерам в их способах работы, а потом – спрашивать с них результаты?

Но об этой ситуации в новостях не говорят, она проходит на задворках. На первых полосах – то, что Тягачеву предлагают уйти в отставку прямо сейчас. За тот самый «провал», о котором говорят и пишут, но которого на самом деле нет. И Мутко с собой прихватить. Я – не против. Но кого вы предложите взамен? Что, у нас есть очередь из управленцев, у которых есть реальные решения? Нет, у нас даже управленцев без решений как-то не видно. Революция, переворот тут никак помочь не могут. У меня есть одно очень наивное предположение-надежда. Под Олимпиаду в Сочи в массовом порядке готовят сотни спортивных менеджеров. Может быть, среди этих людей действительно попадется десяток-другой, кого действительно интересует спорт, а не открывающиеся возможности. И эти люди потом действительно будут работать в ОКР, и в федерациях, и рано или поздно, пошагово и постепенно сменят там поколение «медальных планировщиков».

Хм... ну вот и первое золото. И второе… Может, хоть теперь истерика прекратится? А впереди еще Плющенко, и масса положительных эмоций от хоккеистов.


http://www.slon.ru/blogs/materansky/post/278458/
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса