Соляная фига

Принятое на прошлой неделе и ставшее известным публике в начале этой недели решение комиссии Ростехнадзора по итогам повторной проверки причин аварии на БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий» почему-то оказалось неожиданностью для инвесторов. Во всяком случае, так оценивают ситуацию наблюдатели и аналитики фондового рынка. Хотя эти же самые наблюдатели и аналитики в предыдущие недели предупреждали биржевых игроков против неоправданно оптимистичных ожиданий, основанных на благоприятных для «Уралкалия» утечках информации.

Напомню, что в начале ноября прошлого года публике стало известно о начале повторной проверки причин аварии на Первом руднике «Уралкалия», которая (авария) официально произошла в октябре 2006 года. Это сообщение действительно стало неожиданностью для широкой публики, поскольку проверка причин аварии была проведена ещё в октябре 2006 года и в кратчайшие сроки установила неповинность калийной корпорации в аварии на руднике корпорации. Отдельные официальные лица (в частности, возглавлявший в тот период Ростехнадзор Константин Пуликовский) публично, впрочем, упоминали среди причин аварии «человеческий фактор», но развития эта тема тогда не получила.

Напомню, что в результате развития аварии на территории Первого рудоуправления «Уралкалия» в июле 2007 года образовался Провал, размеры которого в конце прошлой недели составляли уже 424 на 328 метров. С июля 2007 по февраль 2008 года расширяющийся Провал поглотил железнодорожную ветку, обводную железнодорожную ветку, построенную в декабре 2006 – январе 2007 года, и почти вплотную приблизился ко второй обводной железнодорожной ветке, построенной в декабре 2007 – январе 2008 года (в конце прошлой недели расстояние от ближайшей точки Провала до второй обводной железной дороги составляло 64 метра). Весь прошлый год на региональном и федеральном уровне обсуждалась необходимость строительства третьей (2,5-километровой) обводной ветки, в октябре было принято решение о её строительстве, которое было начато в ноябре и отменено в декабре, после заверения учёных о прекращении развития Провала.

Следует заметить, что угроза железнодорожному сообщению, возникшая в результате аварии на Первом руднике «Уралкалия», непосредственно касалась (и касается) всех крупных предприятий Прикамья. За исключением самого ОАО «Уралкалий», который продолжает отправлять свои грузы со станций, расположенных вне аварийной зоны.

Другими последствиями аварии стало расселение примерно 2000 березниковцев из потенциально опасного обрушениями района вблизи Первого рудника (т.н. карналлитовой зоны), процессы разрушения жилых домов в других частях города, эвакуация и прекращение работы ряда общественных зданий (в том числе и снос принадлежащего городу Березники ДК Калийщиков, первоначально не попадавшего в карналлитовую зону), перенос теплоснабжающих мощностей ТЭЦ, строительство нового газопровода и т.д.

Поскольку по итогам первой проверки было объявлено, что «Уралкалий» не является виновником аварии, все мероприятия по ликвидации её последствий финансировались из бюджетов разных уровней, а также заинтересованными предприятиями и организациями (в частности, ОАО «РЖД»).

Впрочем, сам «Уралкалий» не остался стороне, в 2007 году пообещал профинансировать строительство в 2009 году детского сада и поликлиники в Правобережном (Усольском) микрорайоне, куда были переселены полторы сотни березниковцев из карналлитовой зоны. Сумма финансирования была заявлена, по некоторым меркам, значитльна 300 миллионов рублей. Напомним, чистая прибыль «Уралкалия» по итогам 2006 года составила около 6 миллиардов рублей, по итогам 2007 года – более 8 миллиардов рублей, за девять месяцев 2008 года – 23 миллиарда рублей. Большая часть прибыли была выплачена в качестве дивидентов акционерам. Кроме того, в результате успешного IPO «Уралкалия» осенью 2007 года было привлечено немногим менее 1 миллиарда долларов.

А ещё с самого начала аварии в 2006 году специалистами был поднят вопрос о необходимости строительства 53-километровой обводной железной дороги из Соликамска до Яйвы, которая должна была пролечь вне шахтных полей и полностью обезопасить железнодорожное сообщение предприятий Березниковско-Соликамского промышленного куста от поставарийных неприятностей. Однако первые работы по строительству этой дороги были начаты только весной 2008 года и строительство до сих пор находится в зародышевом состоянии из-за проблем финансирования.

Именно этот вопрос – финансирование 53-километровой обводной дороги, которая хотя и оставляла город Березники вне железнодорожного сообщения, но гарантировала, по крайней мере, безопасные поставки североприкамской индустрии, - обсуждался 29 октября на совещании рабочей группы под председательством вице-премьера российского правительства Игоря Сечина. После какового совещания Сечин и распорядился провести повторную проверку причин аварии на БКПРУ-1.

В прессе и web-дискуссиях сразу же появилось много различных версий о мотивах этой проверки. Наибольшее распространение среди пресловутых «инвесторов» и в кругах, близких к нынешнему менеджменту «Уралкалия», получила гипотеза «рейдерского захвата» (по аналогии с делом ЮКОСа). А известная писательница и публицист Юлия Латынина, ссылаясь на неназванных участников рабочей группы, утверждает, что на том совещании все североприкамские промышленники выразили готовность финансировать строительство 53-километровой дороги, лишь председатель Совета директоров ОАО «Уралкалий» Дмитрий Рыболовлев отказался, заявив: «Это не моё дело». Что вызвало объяснимое неудовольствие вице-премьера. Есть и другие предположения, однако ни одна из них не имеет официального или, по крайней мере, публичного подтверждения.

Кстати, от самой комиссии за время проведения повторной проверки не последовало ни единого официального комментария. Ни о её ходе, ни о результатах. Даже ставшие известными в начале этой неделе сведения об окончательном содержании акта проверки имеют неофициальный и отрывочный характер. Официальное же оглашение результатов ожидается в пятницу, 6 февраля, во время визита в Пермский край министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева. Который проведёт в нашем регионе (видимо, в Березниках) заседание возглавляемой им с 2006 года правительственной комиссии по недопущению негативных последствий аварии на БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий».

Именно это обстоятельство и заставляет недоумевать по поводу излишнего оптимизма инвесторов, для которых решение Ростехнадзора оказалось «полной неожиданностью». А впрочем, и по поводу их глубокого расстройства на этой неделе.

Повторю: никаких официальных или хотя бы более-менее достоверных сведений о работе комиссии в свободном обращении не наблюдалось. Конечно, имели место заявления тех или иных официальных или полуофициальных или «осведомлённых» персонажей (в том числе и Юрия Трутнева) о том, что они считают «Уралкалий» невиновным, или что Провал больше не развивается, или что выводы первой комиссии были верными, или что правительство Пермского края насчитала всех расходов бюджета с начала аварии на 2,5 миллиарда рублей (смехотворная, согласитесь, сумма в сравнении с прибылями «Уралкалия»). Но всё это были неофициальные заявления. Более того, это были заявления лиц, непричастных к повторной проверке. Если, конечно, не считать того, что Ростехнадзор является ведомством министерства Трутнева. Однако это – довольно слабое основание для оптимизма, поскольку инициатор и куратор повторной проверки Игорь Сечин находится выше Трутнева в правительственной табели о рангах. К тому же, позицию Сечина в самом начале поддержал и другой вице-премьер – Игорь Шувалов, обозначивший вину Дмитрия Рыболовлева как «недостаточное участие в ликвидации последствий».

Словом, реальных оснований для оптимизма на самом деле и не было. А если всё-таки считать позицию Трутнева таковым, т.е. – реальным основанием для оптимизма, то тогда нет оснований для теперешнего уныния инвесторов. Именно Трутнев результаты проверки огласит. Это, если рассуждать в логике тех же оптимистов, хороший знак.

Впрочем, как бы то ни было (подождём пятницы), ситуация на данный момент такова. Пресловутые «инвесторы» в унынии, котировки акций «Уралкалия» невысоки. И даже член Совета директоров предприятия, председатель банка «Урал-ФД» Андрей Коногоров продал вчера свой пакет акций в 7,1 раза дешевле, чем покупал летом прошлого года. По предварительным (повторю: неофициальным) сведениям, «Уралкалий» всё-таки признан виновным (подробности «вины» обсуждать не имеет смысла) и ему грозит взыскание ущерба в сумме «не менее 10 миллиардов рублей» (что выше суммы, подсчитанной губернским правительством). Максимальная сумма взыскания, которую ожидают в прессе, 3 миллиарда долларов.

И если до 1 миллиарда долларов «Уралкалий» ещё сможет, по мнению наблюдателей, выплатить без значительных проблем, то при худшем сценарии встанет вопрос, у кого занять. А занять 2 миллиарда долларов в условиях глобального финансового кризиса очень нелегко (даже учитывая тёплые отношения Дмитрия Рыболовлева с vip-персонами США и Беларуси). Поэтому, рассуждают аналитики, становится очень вероятен приход в «Уралкалий» государства тем или иным способом. Любопытно, к слову, что вопрос привлечения личного состояния Рыболовлева даже не обсуждается, но это не более, чем пустое любопытство.

Разбирать возможные способы вхождения государства в калийный бизнес тоже не станем, поскольку «бур чёрт, сер чёрт – один бес», к тому же речь идёт о вероятном развитии событий в случае одного из вероятных поворотов ситуации. Забавно, конечно, исследовать слух, например, о том, как успешно начали продвигаться в конце прошлой – начале нынешней недель переговоры Дерипаски с Рыболовлевым о вхождении «Уралкалия» в пресловутый горно-металлургический мегаконцерн (такая схема позволит Рыболовлеву сохранить, как минимум, часть состояния, но всё равно означает вхождение государства), но не будем отбивать хлеб у коллег по медиа-бизнесу. Третий раз повторить в данном случае не грешно: это всё вероятности и возможности.

Гораздо интереснее в этой ситуации реакция местного менеджмента «Уралкалия» на ситуацию. Она весьма забавна своей детской непосредственностью, явной обидой и, что самое смешное, очевидным стремлением немедленно наказать «обидчика». Например, показать фигу.

Нет, тотальное молчание на указанную тему принадлежащей «Уралкалию» березниковской прессы ещё как-то можно объяснить. Например, ошеломлением от «неожиданного» решения Ростехнадзора. Или просто, по инерции пережёвывают ту же невнятную информационную политик, которую замутили с самого начала повторной проверки. Или ещё как-то (любимое предположение ИнГи о некомпетентности уралкалийных пропагандистов в том же ряду возможных объяснений). Однако это – пропаганда, пиар и прочая виртуальщина. Кроме которых существуют и реальная политика, вполне конкретные политические или социально-политические действия. На удивление. Хочется кому-то этого или нет. И даже бездействие в этом смысле тоже – действие.

И вот реальную политику местного менеджмента «Уралкалия» трудно объяснить иначе, чем обидой на «неожиданно-неправильное» решение, желанием наказать «обидчика». «Обидчиком», разумеется, выступает российское правительство. И, естественно, глава его – Владимир Путин. Который, паче чаяний, не уберёг, не остановил, не внял и не внушил.

Правительство старается снизить нарастающие протестные настроения? А вот вам! – пресса «Уралкалия» нагнетает кризисные ожидания березниковцев, которые так естественно и легко усугубить, представив сумму взыскания с «Уралкалия» взысканием чуть ли не с каждого березниковца, и по любому – с каждого калийщика. Правительство принимает меры по минимизации социальных раздражителей? А вот вам! – собственно, тут и делать ничего не нужно, достаточно просто продолжать в том же духе политику презрения и пренебрежения прямыми обязанностями местных властей, и объём раздражителей раздражающе растёт. Правительство стремится народ развлечь и отвлечь, устроить праздник (благо, Новый год, есть повод) – а вот вам! Убогость новогоднего городка покажет вам, как уже стало плохо, а как будет хуже после взыскания, сами уж додумаетесь. Правительство пытается снизить социальную рознь, снизить степень неприязни к властям, урезает чиновничьи зарплаты? – а вот вам! Мы под ВАШЕ сокращение подведём логопедов и нянечек в детских садах, тренеров спортивных секций, а кого «благодарить» народец сам догадается, а не догадается – подскажем.

Правительство проводит смотр наличных сил и демонстрацию массовой поддержки, «Единая Россия» митинги по всей стране учиняет? – а пошли вы… «Уралкалий» НЕ БУДЕТ этого делать! МОЖЕТ сделать, руку в организации такого рода мероприятий уралкалийные пиарщики за прошедшие годы набили и не раз это демонстрировали Березникам, губернским и федеральным властями, может! Но вот НЕ БУДЕТ. Правительство нас «обидело», так мы ему покажем. И наверняка ещё «покажем», и ещё, и ещё (следите на новостями)… Пока, наконец, обида не уляжется. Или пока «обидчик» не уйдёт. Или не раскается.

Основная суть нынешней социально-политической ситуации в Березниках: правительство «неожиданно» повело себя «неправильно», чего-то от «Уралкалия» захотело. Ну так обеспечим ему в отместку рост социального напряжения в конкретно взятых Березниках. Для правительства, ведь, именно это главная проблема в условиях кризиса? Вот и пусть мучается теперь. Если уж рухнули оптимистические надежды «инвесторов», то пусть и правительство рухнет. В конце концов, кроме премьера Путина есть ещё президент Медведев, и всё такое… Тут, к слову, нужно отметить и явное преувеличение объективного значения для судеб России ОАО «Уралкалий» и города Березники. Особенно, города Березники. Города, который они ненавидят и жителей которого презирают.

Забавные такие. Как дети, право. Напугали дедушку фигушкой.


Автор – основатель и обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог Андрея Лучникова на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Блог Андрея Лучникова в Живом Журнале: http://new-oboroten.livejournal.com/
Литературные произведения Андрея Лучникова: http://proza.ru/avtor/obor13
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


скандалы

Авария на Уралкалии