…И Путин великий нам путь озарил

Никогда не задумывался о смысловой нагрузке слова «великий» в этой строчке (понятно, что имеется в виду старорежимный текст). Оно, качественное прилагательное «великий» легко может быть отнесено, как к лицу, поименованному в тексте гимна, так и к существительному «путь». В том смысле, что некто (здесь тоже красиво - вставить любую двусложную фамилию с ударением на последнем слоге, хоть даже и «Мошкин» или «Папков», или «Боже», или оставить «Некто») озарил нам Великий Путь. Типа, шли мы шли, сквозь грозы нам сияло, но брели мы, не разбирая, куда и зачем, но пришёл некто и озарил. И тут уж каждый волен выбирать – велик некто, который нам путь озарил, или велик тот путь, который нам озарил некто.

Сразу не заметишь, но смысловая нагрузка меняется. В первом случае получается возвеличение личности. Которая, если кто не понял сразу, озарила нам один путь, потом озарит другой да так и будет озарять, то туда, то сюда, наша русская дорога, семь загибов на версту, сколь верёвочка не вейся, а совьёшься ты в петлю.

Во втором случае получается, ох ма-а-а-ть, а путь-то великий. И не обязательно в смысле величавости, самолюбования, трам-парам-парам-фанфар и торжественного хорала, а может быть и в смысле – длинный, большой, со многими препятствиями. И ну да, конечно, был или есть некто, кто нам его озарил, но роль его… ну что-то вроде маяка, прожектора, дорожного указателя с подсветкой или, например, географической карты. Расстелили ночью в штабной палатке карту, тыкали пальцами, тыкали, отсюда идём, сюда попадаем, а одному надоело в темноте, достал фонарик и озарил. Всю дорогу, вместе с оврагами, буераками и вражескими позициями, через которые предстоит пройти, проползти, прошмыгнуть, пробиться, чтобы взять вражеское знамя и принести его жюри.

И необязательно в этом случае некто очень уж велик, всего лишь первым догадался включить фонарик и направить его в нужную сторону. То есть, историческая заслуга несомненна и заслуживает упоминания, но главное величие или великость всё равно – в дороге. Велик путь. Который, между прочим ещё надо преодолеть. Велика работа, которую нужно сделать. Котлован, скажем, вырыть, пирамиду возвести. В конец концов, нормальную жизнь Березников восстановить после самовластья, точнее – безвластья, точнее… Впрочем, о терминах спорить будем потом, эту великую работу (я про Березники) ещё даже никто не проектировал. Все прекрасно понимают, что рано или поздно придётся, но – страшно. Страшно даже проектировать, настолько она велика. Предстоящая городу Березники работа. Легче уж о Путине.

Путина принято ругать. И даже публично (кстати, запомним это). А если не ругать, то отзываться с долей иронии, насмешливым упрёком или, как минимум, с фигой в кармане, вслух не скажу, но мы же с вами понимаем. В интеллигенствующих и демократствующих кругах иное отношение вообще немыслимо. В широких массах отношение, кстати, отличается, что, кстати, показывают социологические опросы, но «мы же с вами всё понимаем». Причём даже если не ругать и без фиги в кармане, а хотя бы искренне нейтрально, то всё равно – мы ж с вами всё понимаем. Об одобрении и говорить не стоит, оно уже давно стало уделом безмозгло-фанатичного или, что гораздо хуже, продуманного и циничного холуйства, вызывающего у нормального гражданина брезгливость и желание держаться подальше. Причём это холуйство, превращающее даже обычную похвалу в хвалу и восхваление, тоже ставится в «заслугу» Путину и считается явным признаком того, что «мы же с вами понимаем». В смысле о самом Путине, о «путинской системе», путинском режиме и т.д.

Однако, согласитесь, уважаемый читатель, справедливости хотя бы ради, что чужое холуйство или идолопоклонство, и вытекающие из этого поведения не могут никому быть упрёком. Поставьте тогда талибов или, там, ваххабитов в вину Каабе, или за крестоносные зверства вините Собор Святого Петра или Сикстинскую, там, мадонну, а ещё лучше – возмущайтесь против Солнца, это, ведь, ему инки или, там, ацтеки человеческие жертвоприношения делали. Ну да, понятно, что Путин – не жёлтый карлик в закутке Галактики и не метеорит в Аравийской пустыне, а человек. Но принципиальной разницы никакой, точно так же и человек может стать для кого-то символом или идолом. Да что далеко искать, любую «звезду» массовой культуры возьмите. Ну да, Лагутенко или, там, Киркоров виноваты, что от них кто-то фанатеет.

«Однако, согласись, что это режим подавления свободы, - сказал по этому поводу один знакомый корреспондент Forbes. – При Ельцине больше было свободы, возможности говорить, что думаешь…» И т.п. в этом духе.

Не согласился. Потому что, простите, господа, не понимаю. А в чём, простите, свободы меньше стало? Ну, холуёв под ногами больше путается, это понятно, но мы уже установили, что чужое холуйство нельзя ставить кому-то в вину. Да дело, собственно, и не в этом. В действительности, противников свободы всегда было много, и всегда они под ногами путались. И, что важно, всегда будут путаться, ибо свобода – это такая штука, её всякий раз кто-нибудь норовит ограничить. И ограничит, если её не отстаивать.

Ну, сейчас они прикрываются именем Путина, а – какая разница? Хоть Путиным, хоть Гитлером, хоть Лениным, проблема не в этом. И не в каком-либо «режиме». Проблема в головах. В голове каждого отдельно взятого человека. Хочешь говорить, что думаешь, а что мешает? Ну вот, там, вот меня… Что «тебя»? В газете не напечатают? Создай свою газету, это нетрудно. Уволят? Найди другую работу. Создай свой бизнес. Может, тебя в угол поставят и лишат сладкого, этого страшно?

По большому секрету замечу, что даже в условиях самой жёсткой диктатуры, самого кровавого подавления всякого инакомыслия для человека, желающего свободы, сохраняется возможность её защитить и отстоять. И говорить, что хочется. Подпольные типографии, листовки, газета «Искра», революционер Бабушкин, зелёная скамейка. Нас расстреливают, а мы в ответ бомбы кидаем и так до победы, свобода или смерть. А вы как хотели? Лишь только тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой.

Впрочем, сейчас-то ничего этого нет. Вполне нормальное, достаточно демократичное и гуманное государство. За иное слово не расстреливают, не сажают. Новодворская и другие хают Путина вполне публично, и кто угодно может это сделать. Если захочет. Не хочет? Так в том и дело, причём тут «режим»? А вы как хотели? Или свобода – это когда вы яйцами в кого-нибудь кидаетесь, а он в ответ улыбается и говорит, мол, спасибо, дорогие, дайте-ка я поудобнее повернусь, а то вы, кажется, не морду попали, так? Думаю, что и тогда ещё для некоторых это будет несвобода, это ж нужно ещё яйца купить, да самому прийти, да самому кинуть. И Владивосток не вспоминайте с Маршами несогласных, это уже не слова, а действия, у действий другая допустимая степень свободы. И не забывайте, вообще-то мы говорим о Государстве, которое в принципе не бывает свободным. «В принципе» - значит, любое государство, а не конкретно Россия.

Словом, не надо, наверное, винить Путина за несвободу в собственной голове. «По делам их судите о них», - так, кажется, сказал кто-то из великих? Ну, или из тех, кто великий путь озарил.

«Однако, отмена выборов губернаторов – это же пример», - не сдавался мой собеседник, приехавший в Березники из интеллигентствующей и демократствующей, и очень-очень-очень сытой Москвы. Они там, у себя, явно недопонимают, что в России и что Россия. Простите, господа, а вы что, подтверждением демократии полагаете всенародное избрание Илюмжинова или Шаймиева? Это так, для примера. Губернаторские выборы в исторически короткий срок из процесса свободного волеизъявления населения превратились в борьбу за власть над регионом между кланами и группировками региональной элиты, и простых граждан России среди этих кланов нет.

Что ещё? Выборы по одномандатным округам? Та же бодяга. Не надо смешить березниковцев, рассказывая нам про то, что Валентин Степанков или Валентина Савостьянова, избранные от Березниковского избирательного округа № 137, представляли в Государственной Думе наши, березниковские интересы. Ревдинцев, салдинцев, хасав-юртинцев и волгодонцев тоже не надо смешить. Ну и что, что по партийным спискам побеждает одна только «Единая Россия»? Создайте другую партию, кто не велит? Кто не велит работать в массах, пропагандировать, убеждать, расширять ряды и завоёвывать голоса на выборах? Где-то местные власти холуйничают и кого-то прессуют? Но мы, ведь, уже говорили – на хитрую гайку найдётся болт с винтом, просто надо подумать и найти решение. А кто сказал, что будет легко и как по маслу? Путь-то великий!

Впрочем, слишком много времени уйдёт на то, чтобы разбирать все ошибочные представления, лукавые упрёки, наветы и домыслы. Лучше на примере - мы, уважаемые читатели, в Березниках живём, вы, уважаемые читатели, знаете, что такое эти «урки».

И теперь представьте, что было бы, если бы охрана правопорядка в городе была целиком и полностью отдана пресловутым «шерифам» - дочернему предприятию ОАО «Уралкалий»? А теперь представьте, что не было бы над Россией Кремля, а вся полнота управления Березниками целиком и полностью принадлежала бы «режиму БХ»? Который установился, смею напомнить, вполне демократическим путём всенародного волеизъявления. Аки Гитлер в Германии в тридцать третьем.

Сейчас у «урок» силёнок хватает только разве что кому-нибудь машину поцарапать (о чём рассказывал, например, форумчанин, известный под ником Hexploer), слабым девушкам грозить, мол, уволим и нигде в Березниках работу не найдёшь, а в самых сложных случаях идти на поклон к менеджменту других компаний и действительно просить, мол, не давайте работу этому человеку. Представьте только, какое унижение для великого уралкалийного пиарщика Димы Чечкина или самолюбивого Эдика Коридорова признавать, например, что вся пропагандистская мощь URKA бессильна против «Иной газеты», и просить посторонних, мол, помогите нам, давайте вместе… ну хоть на работу брать не будем. Это, согласитесь, пацанячьи развлечения, которых в любой школе у любого учителя ежедневно случается. К тому же миф о всемогуществе местных… «управителей» куда как показательно подрывает (к вопросу о «хочешь быть свободным – будь им, кто запретит?»).

Но неужели вы думаете, что подростковыми мстями дело ограничилось бы, властвуй они над Березниками действительно, не будь над Россией Кремля, не будь Путина? Ларису Юдину в Калмыкии, напомню, во времена «свободы» при Ельцине убили. Правда, Магомеда Евлоева тоже убили и, вроде, какая разница? А такая разница, что Илюмжинов всё ещё губернатор Калмыкии, а вот ингушского Зязикова уже проводили. Впрочем, даже и гибель Юдиной произошла при наличии какой-никакой центральной власти, стала исключением. И Беререзники, и другие россйские города и веси обошлись без подобных трагедий. Но если бы не было Кремля, не установись в России «путинский режим», тогда и Березники действительно напоминали бы Республику Сало. Конечно, и со стороны граждан Березников другой бы разговор пошёл, а не словесные препирательства на Березниковском Форуме, но – оно нам надо?

Словом, суть проста. Как в школьном учебнике истории средних веков. На самом деле путинский режим, как историческое явление, существует. Однако «демократия» и «свобода» тут ни при чём. Содержание путинского режима – это контроль высшей государственной власти над региональными и местными элитами и элитками. Или, если хотите, как в школьном учебнике – укрепление королевской власти против своевольных феодалов. Все приводимые примеры «недемократичности» и «покушений на свободу» - это обуздание феодальной своевольницы.

И это – на пользу не только России, как государству (возможно, именно такова главная цель путинского режима), но и на пользу рядовым гражданам, простым обывателям. Просто потому, что ЕСТЬ, КОМУ ПОЖАЛОВАТЬСЯ. Березниковцы это не раз испытали на себе. Действует. И очень эффективно. Более того, именно и только наличие сильной центральной власти, ограничение ею самовластья региональных элит, уберегает рядовых граждан от полного беспредела.

И даже более того. Ограничивая самовластье местечковых истеблишментов, Кремль или, если угодно, путинский режим вынуждает элиты и элитки считаться с рядовыми обывателями, законодательно обязывает их это сделать. Да вот, рядом пример – публичные слушания по проекту бюджета. Вы полагаете, «уркам» оно надо? Тихо сели, попилили бюджет, в «Березниковском рабочем» и по БерТВ воспели хвалу социальной направленности, и все довольны (пока там обыватели созреют, пока оголодают и возмутятся). Однако, нет, королевский закон обязывает феодалов собрать народ и обсудить с ним. И Ваш корреспондент захотел – выступил на публичных слушаниях – предложил уполовинить жалованье чиновников, а зарплату депутатов совсем отменить. И ни-че-го никакие «урки» сделать не посмели. Потому что есть путинский режим. А то, что потом сделали вид, мол, Васька слушает да ест, и пока никакого судебного процесса из этого не случилось – так не Путин же это будет делать. Гражданам Березников пока не до «урок», Вашему корреспонденту пока тоже недосуг, но при чём тут демократия и свобода? Свобода – это возможность, демократия – это право, и всё. Права есть, возможности предоставлены, остальное – наша забота.

Тем более, местные власти мы выбираем сами. Сильно раздухариться даже тем, кто просочился аки Гитлер в тридцать третьем, высшая президентская власть не даст. Контролировать местные власти мы тоже можем сами. Региональных феодалов – опять же – ограничивает высшая, президентская власть. Чем не демократия?

Кстати, и Президента мы тоже выбираем. Сами выбираем. О демократичности тут, допускаю, можно спорить (мне есть, что сказать, но не будем уходить в сторону), однако, смею заметить, Президента мы вы-би-ра-ли. Прямым всенародным голосованием. А вот собственника ОАО «Уралкалий» мы никак не выбирали. И пресловутых пиарщиков «Уралкалия», которые командуют сейчас в Березниках (пока) городской администрацией и Городской Думой, мы тоже не выбирали. И в государстве у нас демократия, а в Березниках – олигархическая диктатура. Распоясаться которой не даёт только наличие государства, наличие «путинского режима». И вмешательство которого в ситуацию с аварией на БКПРУ-1, кстати, позволит Березникам избавиться от этой самой диктатуры. А остальное, опять же, исключительно от нас самих зависит. От граждан города Березники.

Потому что с моей личной точки зрения, прилагательное «великий» всё-таки по смыслу относится к слову «путь». Великий путь предстоит, большая работа. Наша работа. Или вам что ж надо, чтоб путь озарил, так ещё и прошёл его за нас? Или путь вам не нравится? "Демократическая" альтернатива вот она - в Березниках.

P.S. Между прочим, хотя мы и говорим о «путинском режиме», а Президент-то у нас уже другой. Дмитрий Медведев, если кто-то забыл. И вполне демократическая смена персоны на высшем государственном посту это тоже – качественный признак нынешнего политического режима. А почему, спросите, мы не говорим о «медведевском режиме»? Ответить легко, однако это – совершенно отдельная тема.


Автор – основатель и обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Иллюстрация из архива
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Березниковский характер

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса