2009. Будет остров. Будет обитаемый

Однажды опробовав идею «долгожданного фильма-праздника», продюсеры и прокатчики предлагают сразу три отечественные премьеры, и каждый рассчитывает на рекордные сборы во время новогодних каникул

Первым кассовым хитом новой российской истории стал «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова. Поняв, что в принципе возможно завлечь зрителей на отечественный блокбастер и собрать немалую кассу, продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов родили продуктивную идею: выпускать фильм с умело созданным рекламным шлейфом «долгожданного» под Новый год, чтобы он один оккупировал все существующие экраны. Выходные нескончаемы, а длинный уик-энд всегда приносит больше денег — этому научил Голливуд. В итоге сформировалось российское ноу-хау: самые большие толпы зрителей ходят в кино на зимние праздники. Со временем в это поверила сама публика.

ПРАЗДНИЧНЫЙ ПИРОГ
В первый день 2006 года вышел «Дневной дозор» и собрал за январь $35 млн — все деньги, которые в принципе существовали на рынке кинопроката. Аншлаги, очереди, «билетов нет» — такого зрители не видели уже много лет. Количество было таким, что о качестве никто уже не заикался. Год спустя «Волкодаву» Николая Лебедева не удалось побить рекорд, поскольку его монополию на новогодние экраны разрушила мажорная «Жара» Резо Гигинеишвили. Совокупные сборы — чуть больше прошлогодних. Еще через год — опять фильм Первого канала, «Ирония судьбы: продолжение», и вновь триумф — $50 млн. На этот Новый год у Эрнста нет собственного фильма («Адмиралъ» выпустили раньше), и по одноименному роману братьев Стругацких (продюсер Александр Роднянский). Номер два: музыкально-танцевальный «фильм-праздник» Валерия Тодоровского «Стиляги» (продюсер — канал «Россия», в раскрутке участвует Первый канал). Номер три: непритязательная комедия «Любовь-морковь 2» Максима Пежемского (продюсер Ренат Давлетьяров). На кону — как минимум те же 50, а то и все 60 миллионов.

Аншлаги, очереди, «билетов нет» — такого зрители не видели уже много лет. Настало время проверить выкладки американских социологов, которые в последние месяцы упорно твердят: в кризис публика более охотно ходит в кино, желая отвлечься от реальности. Играя на этом, каждый из конкурентов пытается отодвинуть другого, привлечь союзников (прежде всего директоров кинотеатров). «Стиляги» и «Любовь-морковь 2» стартовали чуть раньше, с 20-х чисел декабря, но «Обитаемый остров» дольше продержится на экранах. Победитель станет известен по результатам проката.

Сравнивать художественные достоинства трех фильмов — дело заведомо гиблое: у картин разные жанры, а у зрителей — вкусы. Кроме того, как раз от художественных достоинств коммерческий результат нисколько не зависит («Дневной дозор» и вторая «Ирония судьбы» собрали на порядок больше денег, чем куда более талантливый «Особо опасен»). Поэтому попробуем оценить прокатный потенциал.

КОСМОС НАИЗНАНКУ
«Обитаемый остров» делался долго, трудно, дорого — он обошелся, по словам Роднянского, почти в $40 млн, вернуть которые даже в случае успеха будет невозможно (любые кассовые сборы делятся пополам с кинотеатрами). Зато сделано было два полноценных и полнометражных фильма — 1 января выходит лишь первый из них. Повествование оборвется, оставив главного героя в пустыне, на перепутье. Приключений и трансформаций с лихвой хватает на два фильма, обманутыми себя зрители не почувствуют, зато продюсеры получат шанс со временем добрать свои деньги. Кроме того, «фильм в двух картинах» — практика уже опробованная («Убить Билла» Тарантино).

Насыщенность «Обитаемого острова» не только приключениями, но и бесчисленными деталями интерьеров, костюмов и предметного дизайна — главный плюс фильма. Это же и минус: идя след в след за Стругацкими (их поклонники будут довольны), Бондарчук оказался чересчур дотошным читателем. Тщательность материального мира — невыгодный фон для условных главных героев: фигуристой Рады (Юлия Снигирь) и накачанного Максима (Василий Степанов); на высоте проекта лишь один из дебютантов, Петр Федоров (Гай).

Что до «неизвестных отцов» (суперсостав: Максим Суханов, Кирилл Пирогов, Федор Бондарчук, Алексей Серебряков) и прочих именитых исполнителей, то для собственно актерских работ в этой дизайнерской вселенной им не осталось ни времени, ни места. Очевидно, что вывернутый наизнанку космос интересовал авторов куда больше, чем персонажи. В целом «Обитаемый остров» завис на полпути между ретрошедевром Ричарда Викторова «Через тернии к звездам» и саркастической киношуткой Пола Верхувена «Звездный десант»: не заблудится ли зритель между двумя столь разными полюсами? И поймет ли благородную идею Стругацких, возрожденную Бондарчуком, — идею самоопределения молодого человека в пропитанном пропагандой государстве?

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс