Однажды опробовав идею «долгожданного фильма-праздника», продюсеры и прокатчики предлагают сразу три отечественные премьеры, и каждый рассчитывает на рекордные сборы во время новогодних каникул
Первым кассовым хитом новой российской истории стал «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова. Поняв, что в принципе возможно завлечь зрителей на отечественный блокбастер и собрать немалую кассу, продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов родили продуктивную идею: выпускать фильм с умело созданным рекламным шлейфом «долгожданного» под Новый год, чтобы он один оккупировал все существующие экраны. Выходные нескончаемы, а длинный уик-энд всегда приносит больше денег — этому научил Голливуд. В итоге сформировалось российское ноу-хау: самые большие толпы зрителей ходят в кино на зимние праздники. Со временем в это поверила сама публика.
ПРАЗДНИЧНЫЙ ПИРОГ
В первый день 2006 года вышел «Дневной дозор» и собрал за январь $35 млн — все деньги, которые в принципе существовали на рынке кинопроката. Аншлаги, очереди, «билетов нет» — такого зрители не видели уже много лет. Количество было таким, что о качестве никто уже не заикался. Год спустя «Волкодаву» Николая Лебедева не удалось побить рекорд, поскольку его монополию на новогодние экраны разрушила мажорная «Жара» Резо Гигинеишвили. Совокупные сборы — чуть больше прошлогодних. Еще через год — опять фильм Первого канала, «Ирония судьбы: продолжение», и вновь триумф — $50 млн. На этот Новый год у Эрнста нет собственного фильма («Адмиралъ» выпустили раньше), и по одноименному роману братьев Стругацких (продюсер Александр Роднянский). Номер два: музыкально-танцевальный «фильм-праздник» Валерия Тодоровского «Стиляги» (продюсер — канал «Россия», в раскрутке участвует Первый канал). Номер три: непритязательная комедия «Любовь-морковь 2» Максима Пежемского (продюсер Ренат Давлетьяров). На кону — как минимум те же 50, а то и все 60 миллионов.
Аншлаги, очереди, «билетов нет» — такого зрители не видели уже много лет. Настало время проверить выкладки американских социологов, которые в последние месяцы упорно твердят: в кризис публика более охотно ходит в кино, желая отвлечься от реальности. Играя на этом, каждый из конкурентов пытается отодвинуть другого, привлечь союзников (прежде всего директоров кинотеатров). «Стиляги» и «Любовь-морковь 2» стартовали чуть раньше, с 20-х чисел декабря, но «Обитаемый остров» дольше продержится на экранах. Победитель станет известен по результатам проката.
Сравнивать художественные достоинства трех фильмов — дело заведомо гиблое: у картин разные жанры, а у зрителей — вкусы. Кроме того, как раз от художественных достоинств коммерческий результат нисколько не зависит («Дневной дозор» и вторая «Ирония судьбы» собрали на порядок больше денег, чем куда более талантливый «Особо опасен»). Поэтому попробуем оценить прокатный потенциал.
КОСМОС НАИЗНАНКУ
«Обитаемый остров» делался долго, трудно, дорого — он обошелся, по словам Роднянского, почти в $40 млн, вернуть которые даже в случае успеха будет невозможно (любые кассовые сборы делятся пополам с кинотеатрами). Зато сделано было два полноценных и полнометражных фильма — 1 января выходит лишь первый из них. Повествование оборвется, оставив главного героя в пустыне, на перепутье. Приключений и трансформаций с лихвой хватает на два фильма, обманутыми себя зрители не почувствуют, зато продюсеры получат шанс со временем добрать свои деньги. Кроме того, «фильм в двух картинах» — практика уже опробованная («Убить Билла» Тарантино).
Насыщенность «Обитаемого острова» не только приключениями, но и бесчисленными деталями интерьеров, костюмов и предметного дизайна — главный плюс фильма. Это же и минус: идя след в след за Стругацкими (их поклонники будут довольны), Бондарчук оказался чересчур дотошным читателем. Тщательность материального мира — невыгодный фон для условных главных героев: фигуристой Рады (Юлия Снигирь) и накачанного Максима (Василий Степанов); на высоте проекта лишь один из дебютантов, Петр Федоров (Гай).
Что до «неизвестных отцов» (суперсостав: Максим Суханов, Кирилл Пирогов, Федор Бондарчук, Алексей Серебряков) и прочих именитых исполнителей, то для собственно актерских работ в этой дизайнерской вселенной им не осталось ни времени, ни места. Очевидно, что вывернутый наизнанку космос интересовал авторов куда больше, чем персонажи. В целом «Обитаемый остров» завис на полпути между ретрошедевром Ричарда Викторова «Через тернии к звездам» и саркастической киношуткой Пола Верхувена «Звездный десант»: не заблудится ли зритель между двумя столь разными полюсами? И поймет ли благородную идею Стругацких, возрожденную Бондарчуком, — идею самоопределения молодого человека в пропитанном пропагандой государстве?
Продюсер Александр Роднянский уверен, что публика оценит значительность замысла и качество исполнения: «Любимая миллионами взрослых читателей книга Стругацких, любимый молодым поколением режиссер, а главное — масштабность этого амбициозного кинопроекта заставят зрителя не пропустить премьеру. Основные конкурентные преимущества фильма: захватывающий сюжет, современные технологии, при этом актуальный социальный контекст и любопытные свежие лица актеров».
В прокат выпускается около 1200 копий «Обитаемого острова». Это очень много. Для сравнения: единственный голливудский фильм, выходящий на Новый год, «Сказки на ночь» с Адамом Сэндлером, расписан на 430 копиях.
НЕУЛОВИМЫЙ СТИЛЬ
Валерий Тодоровский снимал «Стиляг» около трех лет: мюзикл — дело непростое, для наших продюсеров непривычное. Разросся бюджет (по словам продюсера Леонида Ярмольника, он составил $14 млн), и выпуск картины на Новый год в новом формате «фильма-праздника» стал единственным способом отбить деньги. Проект менялся по ходу съемок и монтажа, и это ощущается в каждом кадре. «Стиляги» — то исторический фильм о 1950-х (смелая реконструкция эпохи, живописное стилевое решение), то вневременная трагикомедия о любви и верности, то набор недурно поставленных музыкальных номеров, постыдно тормозящих сюжет. То нонконформистская притча, то абсолютно конформистское шоу. Правда, молодые актеры симпатичны, а классики (Леонид Ярмольник, Олег Янковский, Сергей Гармаш) неплохо танцуют. Однако при всей тщательности местами «Стиляги» откровенно скучны. Правда, не исключено, что зрители, воспитанные «Голубыми огоньками» и «Старыми песнями о главном» (от которых Тодоровский гневно открещивается), не будут гнаться за увлекательностью: на экране поют, все такое разноцветное… значит, кино удалось на славу.
«В новогоднем кино не обязательно должна быть елка, — говорит Ярмольник. — Новому году должно соответствовать хорошее кино — веселое, праздничное, кино, которое вселяет надежду, радость, — вот тогда это подарок. Возможно, именно это и даст «Стилягам» преимущество перед конкурентами. В прокат выйдет почти 1000 копий.
ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ МОРКОВЬ
Первая «Любовь-морковь» (2007) была уникальным кассовым хитом без глобальных претензий. Именно она стала первой новорусской комедией, которой удалось после падения СССР окупиться и принести прибыль (сборы около $12 млн при бюджете около $3 млн). Нет сомнений, останется «в плюсе» и вторая часть. Это лихое и по-телевизионному грубое зрелище в лучших традициях популярных ситкомов: на сей раз телами меняются не женщина (Кристина Орбакайте) с мужчиной (Гоша Куценко), а дети с родителями (те же Куценко с Орбакайте). Интрига, гэги, актерские амплуа — все значимые компоненты здесь вторичны, и повальный инфантилизм современного российского кино диагностировать по этому фильму несложно. Но продюсеры разумно рассудили, что если больше всего денег в России зарабатывается на ТВ, то имеет смысл ориентироваться на стилистику развеселых комедий со смехом за кадром (правда, в фильме этот смех все же не звучит). Что до product placement'а, то он сегодня не шокирует никого: к столь откровенной стратегии зарабатывания денег потребитель относится с искренним уважением.
Неудивительно, что Ренат Давлетьяров полон оптимизма: «Я горжусь тем, что три российские картины, выходящие в самое кассовое время года, разбросали, шутя, как зернышки, все американские крупные проекты. Непосредственные трансляторы зрительских интересов — кинотеатры, именно они заказывают кинокопии. Число копий нашего фильма нас удовлетворяет — оно внушительное: вместе с Украиной — 1100. Управляющие кинотеатров не враги самим себе, если они заказывают столько копий — значит, фильм пойдет! Хотя любовь публики иррациональна. Возможно, мы все трое провалимся. А возможно, раздвинем новогодний бокс-офис до новых пределов. Об этом надо будет говорить 15 января».
Текст: Антон Долин, Ведомости. Пятница [2]
Илл. из х/ф "Обитаемый остров"
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/sotsium
[2] http://www.vedomosti.ru/friday/article/2008/12/26/14193