От выживания к деградации

Когда-то, в незапамятные времена недозрелой демократии в Березниках, березниковцев очень серьёзно беспокоил вопрос: почему в Березниках цены выше, чем в остальном Прикамье? Выше, чем даже в Перми!

Ответов тогда звучало много, разных, включая естественное предположение о ценовом сговоре неестественных торговых монополий - тогда магазины в Березниках контролировали три или четыре фирмы. Ещё четыре или пять фирм создали магазинам серьёзную конкуренцию, создав мини-рынки, на которых, естественно, цены были ниже (зато обвесов и обсчётов больше, так что стоимость покупки для горожанина разнилась чисто психологически). Потом ещё между ними была война с использованием Городской Думы, поднявшей было арендную плату за муниципальную землю для мини-рынков… Впрочем, речь не об этом.

Самым веским и самым убедительным аргументом, объясняющим превышение березниковскими ценами среднеприкамского уровня, было то, что в Березниках – самая высокая зарплата. И средняя, и фактически. Понятно, да? Средняя зарплата высокая, потому и цены выше. Локальная такая инфляция.

Однако вот сейчас, в наши уже дни Березники не могут похвастаться самой высокой зарплатой. Даже в официальных отчётах городской администрации и мэра сообщается, что Березники находятся всего лишь на третьем месте в Прикамье по средней зарплате. Непонятно, правда, почему эти отчёты декларируются под девизом «от выживания к развитию», потому что отступление с первого места по средней (хотя бы средней!) зарплате, которое Березники занимали все годы «выживания», трудно назвать благоприятным развитием. Впрочем, речь не об этом.

Березники более – не город высоких зарплат, а зарплаты у березниковцев очень даже… третьеместные. Однако цены – на какие товары и услуги по-прежнему выше, чем в остальном Прикамье и даже Перми, а на какие-то просто – не ниже. Как-то не очень вяжется. А впрочем, наверное, и не должно вязаться. Привязка уровня цен к уровню зарплаты действительно получается очень натянутой. Потому что, если нет сговора продавцов, в условиях реальной конкуренции цены объективно стремятся к снижению. Впрочем, речь не об этом.

Хотя цены в Березниках не снижаются, на березниковских прилавках ощутимо уменьшается количество товаров, их разнообразие. Уже случается, что некоторые продукты или товары можно купить, только обойдя несколько магазинов (и то – без гарантии). Некоторые «не привозим, но можно заказать»… Некоторые – причём самые простые, вплоть до конфитюра. Вплоть до хлеба в определённые часы или даже дни. Ещё не сильно и не часто, но время от времени вспоминаются ощущения закатных лет развитого социализма, когда самой главной новостью было, что, де «выбросили». Для людей, не помнящих ту эпоху, поясню: это значит, что где-то в продаже появился редкий товар. «Дефицитный».

Хотя возврата к социализму никто не объявлял, капиталистическая экономика работает, товары производятся и завозятся, услуги оказываются и разнообразятся… Однако кое-что кое-где уже оказывается дефицитом. Или в состоянии «околодефицитном». Конкретно в Березниках.

Объяснить этот процесс нетрудно. Всё объясняется точно так же, как и при социализме: не завезли. Но если при Советской власти можно было всё списать на распределительные механизмы, то сейчас это объясняется более естественными причинами. Торговые предприятия не завозят достаточных объёмов товаров, потому что не хотят рисковать остаться с нераспроданными излишками. А риск этот тем выше, чем ниже платёжеспособный спрос.Т.е. – маленькие, едва заметные перебои в работе березниковской торговли прямо указывают на снижение платёжеспособного спроса березниковцев. Совсем грубо говоря: березниковцы получают слишком маленькие зарплаты, чтобы в Березниках были магазины, где всегда есть всё.По сути, березниковскую торговлю сейчас можно вполне сравнить с сельским магазинчиком. В котором почти ничего нельзя купить, кроме водки и «примы» просто потому, что покупать там некому. Вот и поддерживается минимальный ассортимент. А может и совсем закрыться. То, что в Березниках ассортимент товаров пока ещё относительно высокий, и сеть магазинов ещё достаточно велика, говорит лишь о том, что в Березниках пока ещё живёт много людей и эти много людей ещё получают какую-то зарплату. Но процесс идёт – платёжеспособный спрос уже снижается.

Уж не знаю, у каких жайме-лернеров кто учился, кто какие академии заканчивал и кто кому какие курсовые на «отлично» сдавал. Знаю только, что снижение платёжеспособного спроса населения – это признак наступающего экономического кризиса. И если согласиться на секунду с официальной версией, что раньше Березники «выживали» (впрочем, в 91-м году, после крушения Советской власти, так вопрос и стоял.), то теперь, надо называть вещи своими именами, происходит деградация.Казалось бы, при чём тут БХ (воспользуюсь этой фразой, нечаянно подсказанной одним из пользователей Березниковского Форума). Да ни при чём. Конечно, просто не повезло берхарактерной власти управлять Березниками во время повсеместного кризиса. Повсеместный, ведь, кризис, повсюду, куда ни глянь, все страдают – в Соликамске, вон, ДК открыли, в Кунгуре аквапарк собираются построить…Кстати, о БХ. На 75 % средняя зарплата в Березниках зависит от зарплаты на «Уралкалии». Не у начальников, а у массы калийщиков, которые, собственно, и рубят миллиарды для Рыболовлева. Во-первых, калийщики и их семьи составляют большую часть населения Березников. Во-вторых, именно на зарплату в «Уралкалии» равняются остальные крупные промышленные предприятия. В-третьих, от уровня зарплаты этой, основной части населения нашего индустриального города зависят зарплаты всей сферы обслуживания (включая культуру, медицину и даже образование). От зарплаты калийщиков не зависит только зарплата березниковских чиновников, по поводу которой сейчас разгорается скандал. Как, впрочем, точно так же от зарплаты горняков не зависит и зарплата топ-менеджеров калийной корпорации. Эти – чиновники и топ-менеджеры - и обеспечивали немалый рост торгового оборота в Березниках, отмеченный учёными, которых приглашали сочинить для Березников стратегию развития.

Хорошую стратегию сочинили… Аж платёжеспособный спрос снижается. Что ж. И ведь не соврали ни словом. Деградация – это тоже развитие. Правда, в другую сторону, но об этом оне имели полное право не говорить.

Текст: Андрей Шельга

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Березниковский характер

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса