Закрытый космос

20 декабря 2005 г. один из редакторов Newsweek получил сертификат компании Space Adventures - пока единственного туроператора, продающего космические путешествия на МКС. «За вами зарезервировано одно место на…» - речь, конечно, шла не о полете на космическую станцию за миллионы долларов, а о суборбитальном прыжке (100 км) «всего» за $100 000. Авансы за «бронь» компания начала собирать еще в 2004-м, и, заплатив $5000, коллега радостно приступил к заполнению медицинских опросников и бланков на пошив «космической формы». Точной даты начала запусков компания не называла.

Сертификат в рамочке уже почти 3 года украшает кабинет коллеги, но космоса как предчувствия у него уже нет. За это время Space Adventures (SA) успела свозить несколько богачей на МКС, а Роскосмос, партнер американской компании, на прошлой неделе заявил, что построит отдельный «Союз» только для полетов туристов - первая полностью частная миссия на станцию запланирована на 2011 г. О суборбитальных полетах - ни слова, как будто первопроходцев в области космического туризма этот рынок совсем перестал интересовать. Хотя, казалось бы, нужна совсем малость: построить несколько самолетов-носителей и капсул с двигателями, которые, отсоединившись от самолета на большой высоте, совершали бы полет к нижней границе космоса - там пассажиры испытали бы несколько минут невесомости. В SA посчитали, что за секунду такого полета клиент платил бы $666. А эксперты оценивают объем рынка таких услуг в $40 млрд - чтобы заработать столько на турпутевках к МКС, Роскосмосу пришлось бы отправить на орбиту более 1000 мультимиллионеров.

«Два года назад мы приостановили проект. Был ряд факторов, но основной - отсутствие необходимых финансов, - признает вице-президент SA Сергей Костенко. - Кстати, и у Virgin Galactic была та же проблема». Но Virgin Galactic, компания британского миллиардера Ричарда Брэнсона, эти тяжелые времена, похоже, пережила - на днях открыла продажу билетов на будущие суборбитальные рейсы и в Москве. Цена такого билета вдвое больше, чем у SA, но и планы у Брэнсона конкретнее: еженедельные запуски с площадок в Америке уже через 2 года, ежедневные - через 3. Первые полгода полностью забронированы, причем среди 250 клиентов есть и 11 россиян (среди сотни клиентов SA, похоже, только один российский клиент - редактор Newsweek).

Брэнсон лично профинансировал проект (около $300 млн), и в конце этого месяца Virigin Galactic торжественно выкатит из ангара Space Ship Two, усовершенствованную версию корабля, на котором в 2004 г. был осуществлен первый в истории частный суборбитальный полет. «Суборбитальные полеты весьма перспективны с точки зрения бизнеса», - до сих пор убежден Сергей Костенко. Он не скрывает, что Space Adventures, возможно, останется на этом рынке лишь в качестве оператора, продающего туры других компаний. Первые же сливки, как соглашается большинство опрошенных Newsweek экспертов, снимет Брэнсон. Почему у пионеров космического туризма - Space Adventures и Роскосмоса - не получилось застолбить за собой нишу доступных полетов в космос?

ПОДМЕНА ОРБИТ
Американская Space Adventures, созданная в 1997-м, изначально ориентировалась как раз на суборбитальные полеты, а рейсы богачей на МКС обсуждались только как далекая перспектива. Но SA и Роскосмос быстро нашли друг друга, и планы поменялись. «Вы в курсе, что вообще-то Тито хотел суборбитальный тур? Но таких предложений не было, и его уговорили полететь на МКС», - говорит источник Newsweek, близкий к руководству SA. «Ни суборбитальный, ни орбитальный туризм в российской космической программе прописаны не были, но в 2001 году понадобились дополнительные средства для космических исследований. Да и свободные места в “Союзах” тогда были», - рассказывает членкор Российской академии космонавтики Александр Железняков. Уже в 2001 г. на орбиту отправился первый космический турист Деннис Тито, заплативший около $20 млн. На станции 61-летнего американца, конечно, стошнило, но он все равно остался доволен - после его приземления и рассказа о незабываемых ощущениях в SA выстроилась очередь миллиардеров.

«Когда Юрий Коптев дал добро Тито на полет в космос, во-первых, пошли так нужные тогда деньги, во-вторых, мы стали пионерами, привили всему миру идею космического туризма. Это дорогого стоит», - говорит бывший пресс-секретарь Роскосмоса, а ныне пресс-секретарь «Газфлота» Сергей Горбунов. Еще до полета Тито российские разработчики консультировались с Роскосмосом по поводу суборбитальных полетов. В России давно разработаны высотные самолеты М-55 «Геофизика». С них предполагалось запускать челноки с пассажирами, способные подниматься до 100–120 км, а затем планировать до аэродрома.

Так на базе КБ им. Мясищева (разработчик знаменитого «Бурана») шла работа над проектом суборбитального челнока Cosmopolis XXI. «Мы шли до конца, но нам помешали две вещи. Первое - мы вдруг поняли, что самолет М-55, который должен был выводить нашу “птичку”, не запущен в производство. Второе - отсутствие инвестора. Мы проехали много организаций в поиске заказчика. Нужно-то было $25 млн, не больше. Но нас спрашивали - когда вернете деньги? Мы говорили, что через 2,5 года. А нам отвечали: мол, мы лучше вложим средства в лекарства, за год прокрутим деньги и получим в 2 раза больше», - вспоминает один из руководителей проекта, пожелавший остаться неизвестным.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс