И кондуктора не сыты, и пассажиры не…

Эта история произошла в середине прошлой недели в троллейбусе кольцевого маршрута. Впрочем, подобные сцены можно наблюдать в любом другом муниципальном транспорте довольно часто. Пожилая женщина вошла в полупустой салон и стала свидетельницей того, как кондуктор грубо оттолкнула протянутый ей одной из пассажирок проездной со словами: "Что ты мне эту бумажку в лицо суешь?" Может, проездной был поддельный, решила наша героиня и спокойно достала свой. Уж он-то в порядке. Она за него почти 300 рублей выложила из тех денег, что выдаются пенсионерам органами соцзащиты для проезда в общественном транспорте.

Напрасно она так думала. Потому что при виде ее проездного документа "хозяйка салона" вообще взбесилась, вылив на голову несчастной пассажирки ведро грязи. Уважаемый человек, не один десяток лет проработавший на "Соде", она даже не думала услышать на старости лет обвинения в том, что она "нахлебница", "на голову кондуктору навязалась", "проездной ей следует засунуть в …, а не размахивать им в троллейбусе". К такому обращению Анна Ивановна не привыкла и попыталась урезонить грубиянку. Но та в ответ еще больше разошлась.

Ссору наблюдали двое мальчишек младшего школьного возраста. Увидев в их глазах настоящий ужас, Анне Ивановне стало стыдно за перебранку, и она вышла на ближайшей остановке. А кондуктор осталась в полупустом троллейбусе, ожидая очередную жертву в виде пенсионера с проездным билетом в руках…

Ярость работницы троллейбусного парка специалисты отдела эксплуатации объясняют тем, что ее зарплата зависит от вырученных за проезд денег. А какая может быть выручка, если муниципальным транспортом большей частью пользуются пенсионеры с проездными билетами? Вот кондуктора и сердятся, срывая злость на ни в чем не повинных пенсионерах.

На мой взгляд, вина пожилых людей в малой выручке сильно преувеличена. Во-первых, проездными билетами пользуются далеко не все из них. Обычно из 40 тысяч проживающих в Березниках пенсионеров проездные документы приобретают всего 4-5 тысяч, а остальные платят за проезд наличными. Разве что летом, по словам работников почтовых отделений, где продаются проездные, число желающих ими воспользоваться возрастает. Во-вторых, значительная часть средств, вырученных за проездные билеты, поступает не куда-нибудь, а на счета автотранспортных предприятий.

Так что объяснение хамскому поведению кондукторов одно: "у сильного всегда бессильный виноват". Ведь пожилой человек не может дать отпор грубияну. Зато может призвать его к порядку, сообщив об инциденте руководству транспортного предприятия или в управление городского хозяйства, которое курирует работу муниципального транспорта.

Тамара Ивановна Рябикина, начальник отдела эксплуатации троллейбусного парка: "В тех условиях, в которых сейчас находится наше предприятие, трудно чего-то требовать от кондукторов. Это раньше, в конце 80-х годов мы могли их обучать общаться с пассажирами, проводили тренинги с психологом, а сейчас вынуждены допускать до работы без особой подготовки. Потому что работать некому — из старого состава опытных кондукторов остался костяк человек в 15, а остальные меняются без конца: поработают неделю и рассчитываются. Не устраивает график работы, небольшая зарплата, задержки с выплатой. Такое положение сложилось, когда в городе появились маршрутки, забрав у нас пассажиров. Причем не самым корректным образом. Подходит троллейбус к остановке, и его тут же подрезает ГАЗель. Так и идем — от остановки к остановке — маршрутка спереди и сзади. Ни в одном другом городе коммерческий транспорт так не зажимает муниципальный, потому что там городские власти контролируют количество ПАЗиков и ГАЗелей, стараются, чтобы муниципалы оставались на плаву, чтобы пенсионеры могли пользоваться льготным проездом".


“Неделя.RU”
Фото: В. Белов
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс