Постфактум 22 дробь 2008

Последнее время, возможно даже – последние годы всё чётче наблюдается, хотя, наверное, так было всегда, но теперь наиболее отчётливо наблюдается расслоение, разделение, водораздел понятия «Березники» на два взаимоисключающих смысла. Как антонимичные омонимы. Эти два смысла, два понимания, два отношения, два самоощущения жителей сформулированы давно и просто: «ГОРОД Березники» и «Березники – ДЕРЕВНЯ».

Город Березники, Березники городские – это промышленная мощь, это рабочий класс, это изобретатели и конструктора, это завлекающие на каждом углу филиалы вузов и отделения банков, это высококлассные специалисты, это асфальт и высотки, потоки автомобилей и повсеместные автосервисы, эстетствующая интеллигенция и критиканствующие театралы, развитой Интернет и забегаловки быстрого питания, троллейбусы и доставка пиццы, спецшколы и права потребителей. Ну да, это и – экологические проблемы то с бензиновыми выхлопами то с промышленными выбросами, и начинающиеся пробки на перекрёстках, и обывательское недовольство плохими автодорогами, вывозом мусора, и вообще работой коммунальных служб, и качеством связи, и чиновничьей нерасторопностью или коррумпированностью, и всё прочее. Это – ГОРОД Березники.

Когда Березники – ДЕРЕВНЯ, тут совсем другое. Это – нищий (сельский) учитель и пропойный (деревенский) врач, которого не выгонят, потому что другого в такую дыру не найдёшь, это повесим вывеску типа «Макдональдс», а всё равно лаптем щи хлебаем, и продавщица в (деревенском) магазине тебя обматерит и обсчитает, но и завтра ты сюда придёшь, потому что куда деться, это закон, что дышло, а самый крутой Васька, потому что на «бумере», хоть и дурак дураком, это пикник на природе – только за угол заверни, это пьяная гопота «А чё это ты по нашей улице ходишь?», и рассуждения заезжих мордоделов, что для Березников и «Яхонт» сойдёт или Бисер Киров, и мечты (деревенской) молодёжи о Большой Жизни где-нибудь там, за околицей, и ощущение оторванности от всей цивилизации. Ну да, это и простота нравов и отношений, и безусловная чистота картошки да огурчиков с собственного огорода, и неприхотливость в быту, и способность самостоятельно исправить любую сантехническую поломку или собрать-починить любой телевизор, потому что иначе нужно ехать за полсотни вёрст в сервисный центр, а телегу туда-сюда гонять, себе дороже выйдет.

Самое главное здесь различие, самый главный антагонизм – это в самоощущении. Кто кем себя ощущает – городским или деревенским жителем. Свободным и полноправным гражданином (производное как раз от «град = город») или тёмной, забитой, необразованной деревенщиной. Это разделение, расслоение, размежевание наблюдается всё отчётливее и становится всё яснее, и уже обретает символику. Вон – экологически чистый, зелёненький, банный листочек, придуманный гастарбайтерами. Явно, ведь, не символ индустриального центра Северного Прикамья.

Понимание такого разделения, расслоения, размежевания объясняет много, если не всё в современной общественной жизни Березников. И объясняет, почему одни в Березниках ведут себя так, а другие этак, одни березниковцы поступают так, а другие иначе, одни, например, скармливают туземцам группу «Яхонт», другие угощают «Мумий Троллем» (при том, что цель в обоих случаях одинаковая). Это понимание, кстати, позволяет и предсказать, что будет дальше, какой будет, например, ответ на сакраментальный вопрос, прозвучавший на Березниковском Форуме сразу по итогам празднования городом Дня химика: чем ответит… Впрочем, это уже префактум.

А постфактум можно лишь отметить, что минувшая неделя подтвердила это разделение, расслоение, размежевание, наличие двух отношений к Березникам и двух самоощущений березниковцев, что ярко отобразилось в местной (для деревни как раз такое позиционирование уместно – «мы ме-е-естные», уважаемый читатель легко сам вспомнит самоназвания всяких «местный фонд», «местная общественная организация») прессе. Главная тема корпоративных СМИ «Уралкалия»: барин приезжал, в школу заходил, со стариками пообщался. Управляющий имением и деревенский староста сопровождали, в почтительном шаге сзади. Другой пример из того же: о местном музее в московском журнале написали!!! Почти по Чехову. Прославился. В Москве этих журналов… И ведь сами всё написали, все иллюстрации предоставили, и тираж закупили… Впрочем, насчёт «закупили», не уверен, но скорее всего. Московская редакция в результате зарплату получила. Обули деревню, а деревня радуется.

Не удержусь, съехидничаю заодно по поводу нашего деревенского телевидения. Только вслушайтесь в рокот фразы (из местной телепередачи): «Узнав об этом, имярек сразу же приняла решение добровольно инвестировать…» Как в омут с головой. Инвестиции, самостоятельное распоряжение собственными финансами, отношения со всяческими фондами и т.п. для горожанина – дело естественное, может быть, не вполне понятное, но обыденное. Для деревни это – ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ. Судьбоносно. Как в ГОРОД съездить за спичками, за тридевять земель, подвергая жизнь опасности и неведомо когда вернёшься. На кого ж ты нас, Иванушка, инвестируешь, пропадёт твоя головушка в неведомых далях, и никто не узнает, где инвестиция твоя. Впрочем, это так, ехидство не большое, а по стилю изложения и не более, если уважаемому читателю будет угодно развлечься – смотрите местный телевизор или читайте местные газеты самостоятельно.

А вот уже событие из мира большой политэкономики, деревенскими замеченное, но… никем не объяснённое, а потому изложенное деревенскими, как предписано. На «Уралкалии» сменился президент корпорации. Владислав Баумгертнер оставлен управлять имением, простите, текущим производством, но специально указано, что главной его задачей теперь станет разработка Усть-Яйвинского участка калийного месторождения. Относительно того, какие действительные планы есть или могут быть у Дмитрия Рыболовлева касательно нового участка (это всё пресловутый БУДУЩИЙ Пятый калийный), ничего префактум говорить пока не будем.

Но новое назначение вызывает определённый интерес – Анатолий Лебедев – профессиональный юрист и ранее занимал должность вице-президента «Уралкалия» по юридическим вопросам. Возможно, кому непонятно, но президент «Уралкалия» в основной степени – должность представительская. С контрагентами, партнёрами общаться и всё такое. До сих пор это был производственник Бамугертнер, при котором «Уралкалий» добился высоких поизводственных результатов, выросла капитализация компании и всё такое. За это его расхваливала сама пресс-служба «Уралкалия». А теперь, уважаемый читатель, задайтесь вопросом: а для чего на этой, представительской должности Дмитрию Рыболовлеву теперь понадобился юрист? Высокопрофессиональный юрист, если, конечно, пресс-служба корпорации не врёт, но в данном случае ей врать ни к чему. Явно неспроста.

Словом, деревенским-то, конечно, никто ничего объяснять не будет (да они, пожалуй, и не поймут ничего, пока на жалованьи и барских щедротах это не скажется). Но горожане вполне имеют право расценить эту перемену как намёк на начавшееся изменения в политике «Уралкалия». Чем это вызвано и куда приведёт – пока говорить рано. Впрочем, городу Березники, в отличие от деревенщины, это интересно лишь в ограниченной степени, «Уралкалий» - немалая часть города, но лишь часть. У города и других дел, и интересов много. Вот, например, 65-летие «Ависмы». Цитадели цветной металлургии на Западном Урале.

Ещё постфактум можно сказать, что это была затянувшаяся рабочая неделя. Суббота была рабочей, потому что на будущей неделе наш город вместе с Россией отпразднует День России. С наступающим, господа – граждане.

Текст: Андрей Лучников
Фото из архива "Иной газеты"

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы

Постфактум