Социальное обеспечение в американском концлагере

Большие корифеи и теоретики очень любят рассуждать о преимуществах системы социального обеспечения на Западе. И конкретно – в США. Однако все эти рассуждения о том, как устроена социальная поддержка в США, построены на фильмах, которые вы смотрите, да на официальной пропаганде в газетах. Теперь приготовьтесь. Расскажу, как социальная поддержка в штатах работает на практике. На живом примере.

Итак. Я хожу в церковь, в обычную православную церковь, которой лет 100. И довелось мне познакомиться с любопытной старушкой. Она приходит в храм издалека, за 20 миль, каждое воскресенье. Пешком. Я иногда подвозил ее на машине, и вот что узнал из ее рассказов.

Приехала она в Америку еще ребенком - ее привезли репатриированные родители, которых немцы угнали в Германию. После войны они оказались в американской зоне оккупации. Американцы, не спрашивая согласия, собрали пароход молодых рабочих и работниц, угнанных из СССР, и отправили в Америку. В штатах их разбили на группы, в одной группе было две-три семьи. Её семья (двое родителей + двое детей) попала в группу шахтеров в Пенсильвании.

Приехав в Пенсильванию, они были поселены в общежитиях-бараках, построенных посреди степи. Работа состояла в девятичасовом рабочем дне. Под землей работали только мужчины, женщины занимались домашним хозяйством (наколько это возможно в бараке).

Русских и украинцев было мало, больше было поляков и литовцев, а также японцев и китайцев. Их специально расселяли так, чтобы соседи не имели общего языка друг с другом, общаться разрешалось только на английском, каждый день вечером (кроме выходных) работала школа, посещение которой было обязательным.

Сперва их поселение было окружено забором с колючей проволокой, и вход-выход был только по пропускам. Постепенно условия содержания улучшались. В 1954-м всем, включая детей, дали американское гражданство, одновременно сняли ограждение поселения, и разрешили выход в город. Им удалось скопить денег, и уехать в Миннесоту, где глава семьи стал работать помошником машиниста на железной дороге. Они купили дом, и жили несколько лет хорошей достойной жизнью, пока не ударила беда: у отца обнаружили силикоз - последствие работы в сырых пенсильванских угольных шахтах.

С железной дороги его уволили, сделали несколько операций, удалили одно легкое целиком а другое наполовину. Семья осталась без кормильца.

Т.к. медицинская страховка не покрыла полностью стоимость операций, им пришлось продать дом, чтобы расплатиться с долгами. Семья переехала в так называемый «шелтер», т.е. ночлежка для бездомных. Отцу отказали в велфере и социальной помощи, т.к. он был признан годным к работе, поскольку мог самостоятельно передвигаться, а руки-ноги все были на месте. Хотя, если дышишь половинкой легкого - много ли наработаешь? Мать ухаживала за отцом, дети перебивались случайными заработками на подённых работах. Так их семья и жила до смерти обоих родителей - оба скончались практически одновременно. К тому времени дети закончили школу, но конечно ни о каком образовании в колледже, и уж тем более в университете, не могло быть и речи, ибо лишнего доллара в доме не было.

Старшая сестра сошла с ума, и её посадили в сумасшедший дом, который скорее есть тюрьма для умалишенных. Младшая сестра устроилась работать продавцом в Волмарте, за нищие $6/час, исключительно ради медицинской страховки. Живет она сейчас в т.н. «Section 8» доме, т.е. в субсидированном социальном общежитии, которое отличается от ночлежки или дома престарелых только тем, что в комнатах имеется крохотная кухня и отдельная душевая - отчего каморки имеют полное право называться «квартирами».

В СССР даже жители т.н. малосемейных общежитий погнушались бы таким жильем. Вот такая она, благословенная Америка, которую хранит сам Бог. И только не надо уверять меня, что эта история нетипична. Открою небольшой секрет: я несколько лет работал в департаменте социальных служб местного штата. Работал «case worker»-ом, т.е. непосредственно занимался решением проблем людей, оказавшихся на обочине жизни.

Так вот что я вам скажу: в Америке жить хорошо, пока у тебя есть работа и страховка. Как только лишаешься работы и проедаешь накопления (если таковые есть), то оказываешься выброшенным из жизни. Недаром Довлатов писал, что «Америка - это трудовой концлагерь с усиленным питанием».

Текст: Арман Черкизов, прислано электронной почтой
Фото: East News

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс