Попробуйте горяченького!

У вас есть шанс заработать в Рунете. В других частях Всемирной паутины уже опробовали массу отличных идей

В последние пару лет число россиян, регулярно пользующихся Интернетом, уже не увеличивается теми темпами, что в начале 2000-х. Зато заработки отечественных интернет-компаний растут как на дрожжах. По данным исследовательского агентства Mindshare Interaction, в 2006 г. рекламные доходы российских сайтов выросли по сравнению с 2005 г. в 1,5 раза. А в этом году они, скорее всего, удвоятся: Mindshare Interaction прогнозирует, что объем рынка интернет-рекламы достигнет как минимум $300 млн.

О чем это говорит? Крупнейшие игроки рынка — порталы, почтовые сервисы, онлайновые СМИ и прочие — с каждым днем все эффективнее конвертируют человеческий трафик в рекламные доходы. Оттого и растут эти доходы быстрее, чем интернет-аудитория. Многие сайты, названия которых на слуху, — “Яндекс”, Mail.ru, Rambler, российская версия Google — представляют собой столь совершенные механизмы зарабатывания денег, что о конкуренции с ними даже думать боязно. В самом деле, какой бизнесмен в здравом уме даст денег на создание новой бесплатной почтовой службы?

Один профессиональный инвестор в стартапы в приватном разговоре с корреспондентом как-то пожаловался, что все перспективные ниши в Сети уже заняты, поэтому больших и быстрых денег там не заработать. “Повторить успех YouTube невозможно!” — категорично заявил он. Однако убедительного ответа на немного наивный вопрос: “А что мешает сделать русский YouTube?” — у него не нашлось.

Ни “Яндекс”, ни Mail.ru, ни Rambler не назовешь оригинальными проектами. Спору нет, технологии у них свои, да и многие бизнес-идеи тоже. Но в основе основ лежит все же скопированный опыт из Всемирной паутины. Ничего зазорного в этом нет. Тот же Google был далеко не первым поисковым порталом, просто он был лучше большинства конкурентов, и этого оказалось достаточно, чтобы получить славу одного из самых инновационных проектов века. Сегодняшняя ситуация очень напоминает конец 1990-х. Многие сервисы, успешно работающие в США и Европе, в России до сих пор толком не представлены. Кто первым перенесет удачный опыт на нашу почву?

СВОИ ЛЮДИ
Одна из проблем, над которой будут биться российские интернет-компании в ближайшие годы, — как заработать на так называемых социальных сетях. Это общее название для виртуальных клубов по интересам или сборников блогов наподобие LiveJournal (он же “Живой журнал”). Пока владельцы популярных порталов такого рода ничем, кроме размещения разнообразной рекламы, практически не занимаются. Между тем других способов извлечения прибыли у них предостаточно. Один из самых интересных — использование членов сообщества как торговых агентов. Например, для продажи музыки.

Месяц назад сервис MyStore компании Snocap запустил новую услугу под названием Spread The World (“Распахни мир”), рассчитанную на взаимодействие с социальными сетями. В частности — с MySpace, самым популярным в мире социальным сайтом (там есть и блоги, и электронная почта, и бесплатное хранилище для любых файлов). Так вот, отныне любой пользователь MySpace может скопировать к себе на личную страницу список песен из магазина MyStore и получать комиссионные за каждое скачивание. Warner Music Group и EMI Music, которые сотрудничают с MyStore, в восторге. Благодаря такой децентрализации каналов сбыта каждый артист найдет свою аудиторию. Можно рассчитывать на серьезное увеличение продаж.

“Рано или поздно и в России появится сервис по обращению блогов в музыкальные киоски”, — уверен председатель совета директоров группы компаний “Союз” Александр Менн. Осталось, впрочем, только решить проблему с музыкальным пиратством. С ним согласен владелец ресурса Liveinternet.ru Герман Клименко: “Перед тем как размещать синглы на персональных страницах, надо хотя бы создать рынок онлайновых продаж музыки в России”.

Легальный рынок сетевых продаж и правда крошечный. По словам главного эксперта агентства InterMedia Александра Тихонова, в 2006 г. выручка полностью “белых” российских музыкальных интернет-магазинов составила лишь $111 000. Но в будущем году ситуация может измениться — если вступившие в силу новые законы об авторских правах окажутся хоть сколько-нибудь действенными (подробнее см. в статье “Честная музыка” в этом номере).

Россияне не прочь платить за музыку. Годовой оборот одного только печально знаменитого сайта Allofmp3.ru, по оценке министерства торговли США, превышает $30 млн в год. Примерно 6% посетителей Allofmp3.ru, по данным статистического сервиса Alexa.com, — наши соотечественники. Можно грубо прикинуть, что они потратили на покупки записей на этом сайте примерно $2 млн. У торговли музыкой в Рунете явно есть будущее.

СЕТЬ-FM
Проблемы с авторскими отчислениями и правами на композиции, которые мешают жить интернет-магазинам, легко обходят владельцы онлайновых радиостанций. Самая, пожалуй, известная в России виртуальная радиостанция — Last.fm. Этот британский сайт позволяет своим слушателям самим решать, что будет звучать в эфире в ближайшее время. Полгода назад Last.fm обзавелся русскоязычным интерфейсом и солидным репертуаром русской музыки — от Аллы Пугачевой до “Короля и Шута”. По данным Alexa.com, почти 2% трафика Last.fm приходится на Россию и эта доля быстро растет.

В Рунете уже появились клоны Last.fm, например сайт Bee.fm. Но, как полагает исполнительный директор сайта Afisha.ru Дмитрий Степанов, такие клоны вряд ли будут успешны: слишком уж сильный бренд у Last.fm. Другое дело более оригинальные радиосервисы. Например, Moskva.fm, который транслирует передачи 40 московских радиостанций. На Moskva.fm можно заказать повтор любой песни и заодно узнать, сколько раз она уже звучала в эфире за последний месяц. Пока неизвестно, как создатели Moskva.fm собираются зарабатывать на своем ресурсе, но то, что он сможет привлечь солидную аудиторию, совершенно очевидно.

Российские аналитические агентства пока не подсчитывают, какая часть пользователей Рунета слушает онлайновые радиостанции. Но таких пользователей должно быть немало. По оценке американской Consumer Electronics Association, каждый второй владелец компьютера в США хотя бы раз в неделю слушает сетевые радиопередачи. А по данным Comscore, ежедневная аудитория самого популярного американского сетевого радио — AOL Radio — составляет 1,5 млн человек.

По прогнозу J'son & Partners, к концу 2007 г. более 5 млн российских домохозяйств будут иметь широкополосный доступ в Интернет. Если предположить, что вкусы и привычки этих продвинутых россиян более или менее совпадают со вкусами американцев, потенциальная аудитория онлайновых станций может составить 2,5 млн семей.

Еще одно “звуковое” направление, которое будет активно развиваться в Рунете в ближайшие годы, — так называемые подкасты. Термин “подкаст” изобрел бывший виджей MTV Адам Кэрри — это производное от слов iPod и broadcast (“вещание”). Подкастами называют звуковые или видеоролики, размещенные в Сети в публичном доступе. Ролики от одного автора или по одной теме регулярно обновляются и автоматически загружаются на mp3-плеер или сотовый телефон пользователя соответствующего сервиса. Выходит что-то вроде постоянно обновляющихся новостей.

Самая перспективная аудитория подкастов — пользователи сотовой связи. Поскольку в отличие от Интернета сотовая связь в России крайне популярна (ее проникновение уже зашкалило за 100%), создателям веб-сервисов, ориентированных на мобильники, есть на что рассчитывать.

По данным Forrester Research, к 2010 г. аудиоподкасты с помощью mp3-плеера будут слушать 12,3 млн американцев, а посредством мобильного телефона — как минимум 74 млн. В Рунете же подкастовые сервисы только начинают зарождаться. Из них коммерческими являются единицы. Например, московский оператор “Аудиотеле” зимой этого года запустил услугу AudioLink, которая позволяет размещать в Сети, в том числе в дневниках “Живого журнала”, звуковые файлы, доступные для прослушивания через мобильный телефон. На базе этой услуги работает “Радио-Т” — подкаст Григория Бакунова, заместителя руководителя департамента разработки “Яндекса”. В последнем выпуске подписчики этого подкаста могут выслушать рассуждения Бакунова на тему “Что случилось со Skype?” или “Почему зависает Windows?”. “Никакого отношения к деньгам этот подкаст не имеет, — уверяет Бакунов. — Это просто хобби”. Однако некоторые выпуски на “Радио-Т” собирают по 8000-10 000 слушателей. “Это вполне продаваемая целевая аудитория”, — признает Бакунов.

Подкасты могут быть очень прибыльными. Проект Daily Source Code вышеупомянутого Адама Кэрри ежемесячно приносит $80 000 одних только рекламных доходов. Директор по маркетингу “Аудиотеле” Дмитрий Соловьев говорит, что к концу 2007 г. будет зарабатывать на подкастах по $25 000 в месяц. “А потом эти доходы могут вырасти на порядок”, — мечтает он.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс