Виртуальная прописка

И так бывает: живёшь себе, живёшь и вдруг бац, обнаруживаешь, что рядом с тобою в твоей собственной квартире, где помимо красавицы - жены, двух очаровательных детей, любимой собачки живут ещё пятеро людей – все выходцы из Кыргыстана. Иностранцев в квартире хотя и не видно, но по документам они находятся с тобой: едят с твоего стола, спят в твоей постели и смотрят твой телевизор.

Полной неожиданностью для Юрия Алексеевича Незнамова стало, что кроме членов семьи, в его квартире прописан посторонний человек. Чуть позже выяснилось, что у соседа его, Евгения Яковлевича Вихрова незаконно зарегистрированы трое выходцев с Кыргыстана. О нелегальных «сожителях» эти двое мужчин узнали при довольно необычных обстоятельствах: из налоговой инспекции на их имя пришли уведомления о предоставлении декларации о доходах за 2004 год. По какому поводу подавать декларацию, недоумённо чесали свои затылки граждане: на трёх работах не работали, ценных подарков не получали, больших призов не выигрывали, наследство на голову не свалилось. Законопослушные мужики пошли в налоговую инспекцию выяснить, в чём дело? Оказалось, что оба сдавали своё жильё в наём, получали за это деньги, а отчитаться забыли. О сдачи в наём квадратных метров два соседа услышали впервые.

Разбираться с налоговой Юрий Алексеевич не стал, просто пришёл туда и заявил: квартиру в наём никому, никогда, ни при каких обстоятельствах не сдавал и декларацию заполнять не станет. А Евгений Яковлевич наоборот, решил всё выяснить до конца.
Дом 3 по улице Челюскинцев ничем не выделяется из общего ряда. Старая постройка: низкий каменный фундамент, серо-чёрный кирпич. Здесь и живет Евгений Яковлевич. Квартира, как квартира.
- Смотрите, - начала свой рассказ Татьяна Ильинична жена Евгения Яковлевича. – Вот наша прописка: дом 3. А вот почта, - и раскладывает на столе официальные документы: письма из Пенсионного фонда, налоговой инспекции, счета за коммунальные услуги и газеты. На всех значится тот же адрес - дом 3 и тоже количество проживающих - двое человек. В этой квартире, прописаны мой муж и его брат. Всё. Никаких других жильцов в квартире и в помине не было и нет. Да и жить тут пока нельзя. Электричества нет, газ отключен, туалет не работает. Идёт ремонт. О каком наёме ведёт речь налоговая инспекция, мы не в курсе, - подводит черту в разговоре Татьяна Ильинична.
- Тогда почему пришло предупреждение? – спрашиваю я.
- Вы удивлены? А знаете, как я была удивлена, когда узнала о том, что, оказывается, в этой квартире прописаны ещё трое посторонних нам людей? Причём граждане были якобы зарегистрированы в этой квартире ещё в 2004 году, а требование о подаче налоговой декларации пришло только в 2006 году. Опомнились. А где налоговая была раньше, например, в 2005 году?
- Может, это чисто техническая ошибка? – спрашиваю.
- Я тоже так думала, - отвечает Татьяна. – Пока не побегала по кабинетам. Я до сих пор пытаюсь выяснить: кто сюда чужаков прописал, и что нам теперь со всем этим делать? Поскольку мужу ходить по инстанциям некогда: он занятый человек, за него обиваю пороги чиновников я.

Перво-наперво Татьяна Ильинична побывала в паспортном столе «Дирекции единого заказчика». Там выяснила, что квартире как и положено, зарегистрировано двое. Лишних нет. Потом женщина пошла в налоговую инспекцию. Там ей сказали: всё проверят. Татьяна задумалась: почему не проверили раньше? Попросила показать ей договор найма.
Показали, но мельком. Татьяна успела рассмотреть фамилию в договоре и подпись мужа. Она считает, что эти данные в договоре липовые. В выдаче Татьяне, по её словам копии документа отказали, но дали совет выяснить детали оформления договора найма в паспортно-визовой службе. Разговор с начальником паспортно-визовой службы получился кратким: мы ни при чём, договора найма мы не составляем. Татьяна настояла на том, чтобы ей показали злополучный договор. По договору, от сентября 2004 года на площади её мужа и его брата значились трое граждан: один Каримов да двое Усмановых. Фамилия, паспортные данные, подпись квартиросъёмщика были не настоящими. Единственное, что было подлинным, как показалось Татьяне Ильиничне, - так это - треугольная печать. Та же треугольная печать стояла и в справке от «Дирекции единого заказчика».

В налоговой инспекции Татьяна снова попыталась выяснить, как могли принять и заверить договор найма без присутствия квартиросъёмщика. Старания её не увенчались успехом. Побегав ещё какое-то время от налоговой инспекции до паспортно-визовой службы и обратно, Татьяна обратилась в городскую прокуратуру. Там заявление приняли, рассмотрели и возбудили уголовное дело по фату изготовления поддельного договора найма. Дело для производства направили в отдел дознания УВД. Теперь ищут тех, кто незаконно прописался, а также того, кто оформил договор найма.

Уже установлено, что в 2004 году в одном из ЖПЭТ работала паспортистка, которая за определенное вознаграждение предоставляла гражданам СНГ чистые бланки регистрации с печатью. Когда иностранцы приносили ей уже заполненные бланки, аферистка несла их в паспортно-визовую службу, где иностранцев регистрировали по месту прописки.
Регистрировали с нарушением, не пригласив квартиросъёмщика. Против паспортистки было возбуждено уголовное дело, но до суда оно так и не дошло, было прекращено из-за отсутствия состава преступления. Как пояснила ГГ помощник прокурора города Березники Александра Свешникова дело было прекращено на основании того, что бланки с печатью, которыми распоряжалась паспортистка, не являлись официальными документами, не предоставляли каких-либо прав и не освобождали от обязанностей. Сейчас же в этом деле выявлены новые отступления от закона. Александра Свешникова сказала по этому поводу: «Теперь уголовное дело возбуждено по факту подделки договора найма. Это уже более серьёзное обвинение». Плоды преступной деятельности той паспортистки, возможно, напрямую сказались на семье Евгения Яковлевича. И вполне вероятно, что виртуальные квартиросъёмщики будут всплывать вновь и вновь.
Выходит полностью быть уверенным в том, что не сегодня, завтра в твоей квартире не окажется целый табор цыган, нет? «Такое не исключено», - честно ответила нам Александра Свешникова и посоветовала людям, столкнувшихся с такой ситуацией, не портить себе нервы, а сразу обращаться в городскую прокуратуру или в УВД.

Справка ГГ. К уголовной ответственности за непредставлении налоговой декларации за сдачу в аренду квартир могут привлечь тогда, когда докажут, что вы не уплатили налог со значительной суммы, полученной от квартирантов. То есть такой, которая превышает 200 минимальных оплат труда. Об этом говорится в статье 198 Уголовного кодекса РФ.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс