Был среди нас подобный нам

Седьмого января православные отмечали торжественный и радостный праздник Рождества Христова. Есть в этом празднике что-то таинственное и сказочное. И на самом деле как сказка, и в то же время реальность. Ведь рождения Спасителя люди ждали многие века. И это рождение изменило мир.

Именно от него мы и ведем свое летоисчисление, отчитывая нашу эру. И встречаем Новый 2006 год именно от рождества Христова. Почему же именно отсюда, с этого момента? Да потому, что тогда, две с лишним тысячи лет назад, родился не просто ещё один человек. В мир смиренно сошел c высот Небесных Всемогущий и Премудрый Творец всех миров видимых и невидимых, Единородный Сын Предвечного Отца, приняв на себя образ человека. Был среди нас, подобный нам.

На Руси Рождество начали отмечать в десятом веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Целый день постились, не вкушая до первой звезды. Вечером, в канун Рождества Христова так же поста не нарушали, ели в кругу семьи только сочиво – взвар рисовый или ячменный с мёдом да пироги постные.

Зато на следующий день начиналось веселье - Святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились. В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гулянья славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы.
Святки, Святые дни – 12 дней от Рождества Христова до праздника Крещения. Первоначально в древней церкви эти два праздника праздновались в один день, 6 (19) января и назывался Богоявление. Когда в конце четвёртого столетия Рождество стали праздновать отдельно, 25 декабря, то праздник Крещения, иначе Богоявления, так и остался 6 (19 января).

Святки потому и названы так, что благодать Божья изливается на землю, весь мир радуется спасению. По древнему преданию, накануне Рождества, в самую полночь отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. Если кто о чём молиться будет – всё исполнится. Так же считается, что все эти дни небеса не закрываются, и благодать Божья окутывает землю. Только вот святочные гадания к нам перекочевали из язычества. Тот, кто верит во Творца видимых и невидимых, будет ли обращаться с вопросами о своей судьбе не к Создателю, а к каким-то свечам крученным, воску топлёному и т д. Не кажется ли, что все эти условности становятся ненужной прослойкой между человеком и Богом.

А первоначальное сочетание двух воспоминаний в одном празднике сказалось в одинаковости структур праздников Рождества и Крещения. Канун Крещения также слывет сочельником, также не вкушается пища до первой звезды, те же сочиво да пироги постные вечером в кругу семьи. В память Крещения Господа в реке Иордан на праздник Богоявления совершается Великое водосвятие. Вернее, на празднике совершается два водосвятия: одно накануне праздника на вечерне в храме, а второе – в самый праздник на реках и колодцах. Потому и купались раньше в ледяной воде после водосвятного молебна у проруби в виде креста.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс